Страстная седмица

Ирина Ярославна: литературный дневник

Великий сорокадневный пост позади...
Началась страстная седмица.
В переводе с церковнославянского языка
означает "неделя страданий"...
Вместе со Спасителем проходим его последние земные дни.
Показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры. Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.


Великий Понедельник-Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого продали родные братья. Также приводится проклятие Иисусом Христом греховной смоковницы, не приносящей ни истинного покаяния, ни молитв, ни веры.


Великий Вторник. Во время богослужения Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.


В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену - грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного.


Причащаемся утром святых Великих Таин в Чистый Четверг.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни,
так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Вечером слушаем двенадцать Евангелий.
В этом служении Церковь раскрывает верующим полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота при молитве в Гефсиманском саду и до мучительного Голгофского распятия.


Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит верующих к самому подножию креста Христова и делает трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Прихожане внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами:
«Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.


В России существовал обычай, кое-где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время двенадцати Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи. Нарисовать им кресты на входе в дом, окнах, ограждая от нечистой силы свое жилище.


Великая Пятница - Великий Плач. Самый скорбный день выноса Плащаницы.
Священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.
Вечером - чин погребения Плащаницы с крестным ходом.


В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.


Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.


В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.


Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении: «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается пост. И на следующий день в Воскресенье все православные празднуют самый важный праздник в христианском мире – Пасху Христову.



Другие статьи в литературном дневнике: