ФБ как распахнутый плащ

Конкурс Копирайта -К2: литературный дневник

"Великие мне были искушенья" Зинаида Гиппиус



Исследователи Кафедры психологии Union College в Нью-Йорке провели два обследования 600 человек в возрасте от 18 до 83 лет. Психологов интересовала взаимосвязь между психологическим типом человека и его активностью в ФБ.


Данные опроса выявили два типа активных пользователей ФБ: ярко выраженных экстравертов и тех, кто испытывает проблемы с общением в реальной жизни — людей, нуждающихся в одобрении, поддержке, доказательствах своей значимости — но в реальной жизни добровольцев дать им всё это не находится.


Согласно исследованиям, люди с проблемным общением чувствуют себя значительно лучше, когда получают лайки, комментарии одобрения и перепосты. Более того! Чем больше лайков и комментариев они получают, тем более чувствительны они к последующим лайкам и комментариям. Зависимость, от которой не так легко избавиться. Такие пользователи ФБ становятся всё более и более агрессивными в публикации своих постов, селфи, творческих достижений, размышлениях о жизни и т. д. — и вот, вся френдлента ими забита.


Похожие исследования были сделаны и психологами из Ohio State University. Было изучено поведение в ФБ 800 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Исследования показали, что количество селфи, опубликованное в ФБ человеком, имеет прямую зависимость с нарциссизмом и психопатией. Однако не все публикации селфи были связаны с психопатией. Существует серьёзное различие между теми, кто делает селфи и тут же публикует их — и теми, кто, сделав селфи, редактирует их в Фотошопе или в других программах, и уже потом публикует. Разница в том, что психопатии свойственна импульсивность — она не может ждать. Захотелось сделать селфи, сделал и тут же выложил — это нарциссизм, основанный на психопатии. А вот если захотелось сделать селфи, сделал, долго редактировал (прыщик убрал, зубы отбелил и исправил, волосы на носу замазал), и только потом выложил — это просто нормальный нарциссизм.


Недавно в ФБ была дискуссия. Девушки сетовали на то, что куда-то подевались эксгибиционисты. Раньше, де, много их было по всем кустам, а теперь пропали куда-то. А вот и нет! Никуда они не пропали! Они просто все теперь в ФБ — все тут, напоказ. Ведь ФБ, в каком-то смысле, — распахнутый плащ эксгибициониста. Некоторые из них (нас?) просто нарциссы, а некоторые и с признаками психопатии — но только показывают они (мы?) не то, что раньше бы показывали, а продукты своего интеллектуального труда.


Произошло какое-то событие в мире — и у нас тут же готов комментарий. Дождь — комментарий. Снег — тоже. Поели где-то — вот вам вид тарелки сверху. Кто если с талантом, тот и в стихах может. Или даже палиндромом.



Искусство само по себе — это ведь тоже нарциссизм и селфи. Это ведь тоже эксгибиционизм. Без нарциссизма (т.е. понимания того, что только ты так хорошо можешь — только у тебя такое есть), ничего бы ни у кого не получалось. И всё же, искусство начинается с нужды. С бесконечной, мучительной нужды выразить то, что внутри тебя; выразить это какими-то внешними способами: красками, линиями, звуками, словами. В этот момент нет никого (т.е. нет ни нарциссизма, ни эксгибиционизма — ведь нет этому зрителя, никого больше нет!). Есть только ты — и твоя мука: а это именно мука, когда у тебя появляется нужда выразить то, что внутри тебя какими-то внешними способами. Нужда не даёт тебе спать, думать о чём-то ещё, замечать происходящие вокруг тебя события в мире. Идёт дождь? Снег? Кто-то где-то воюет? Кто-то вывесил ещё одно селфи (которое никак не отличается от трёхсот предыдущих, но всё равно получает пятьсот лайков)? Ты в этот момент настолько далёк от всех экстравертов мира, что даже не слышишь, когда твой телефон сообщает тебе об очередном комментарии к твоим вчерашним (очень важным для тебя) размышлениям о макаронах. Ты занят собой и своей мукой. Ты выбит из времени — и, как следствие, из ФБ (который и есть наше время, выраженное в фотографиях, текстах, видеоклипах и саунд-байтах).


И вот, you did it! Ты высказал всё, что мог. И увидел, что это хорошо.


Из состояния вне времени ты возвращён обратно ко всем нам, с нашими комментариями и сфотографированными тарелками; к нашим котикам, ёжикам, енотикам, дельфинчикам. Ты снова здесь.


Что ты будешь делать теперь? Как ты поступишь?


Всё зависит от твоего характера. Если ты простой нарцисс — ты помурыжишь своё новое произведение немного, пошлёшь его паре-тройке хороших знакомых, которым веришь, послушаешь их советы. Ну а потом опубликуешь в ФБ. Или не опубликуешь.


А если ты уже немного "того" (или же вполне себе так психопат — с проблемами общения в реальном мире), то ты тут же и повесишь своё произведение на свою страницу, и будешь считать лайки к нему и сравнивать их количество с лайками других психопатов. Ведь теперь тебе уже мало самому увидеть, что "хорошо" — тебе нужно, чтобы это увидели и другие. И не просто увидели, а документально подтвердили тебе прямо здесь.



Человеческая цивилизация никогда не знала такого мгновенного "прохода" от создания произведения к его одобрению. От "муки" и "нужды" к лайкам и смайликам — этим аплодисментам нашего времени. Раньше автор писал что-то и показывал, стесняясь, своим товарищам по цеху. Товарищи были разными: иногда ревнивыми, иногда несправедливыми, иногда просто не могли понять то, свидетелями чего они вдруг стали. Но это был узкий круг, дискуссия "внутри", обсуждение "за закрытыми дверями". Это был шлюз, преграда, сдерживающая сумасшедшее желание нарцисса срочно показать то, что у него есть Urbi et Orbi. Потом автор нёс своё произведение в редакцию, и там тоже был шлюз, преграда. Несколько таких фильтров проходило произведение, прежде чем встречалось с читателем. Иногда для этой встречи требовались годы, десятилетия. Это давало время подумать и понять самому. Это давало время не поддаваться нарциссу в себе, не поощрять его.


С появлением интернета и (как следствие) ФБ, всё изменилось. ФБ, несомненно, стимулирует творчество (эй! я тоже так могу — вот!), но это только внешняя часть айсберга. Внутри же под водой появилась страшная тень. Эта тень — безумный соблазн разрешить своему нарциссизму взять контроль над автором, художником внутри тебя. Зачем мучиться, когда можно получить лайки и перепосты, предоставив френдленте то, чего она ждёт? Зачем этот разговор с собой и с Богом, когда можно напрямую говорить с твоими дорогими читателями, так ждущими твои строчки.


Страшный, невиданный и неведомый ранее соблазн возник перед любым талантливым нарциссом. Компромисс стал возможным. Зависимость, которую обнаружили учёные, упростила выбор решения в этом компромиссе. Что-то некогда очень личное и скрытое стало публичным и открытым. И вот уже появляется желание ежедневно получать эти аплодисменты лайков, соревнуясь в новой публикации со своей же вчерашней публикацией; сравнивать "успех", делать "выводы", ежедневно "подстраиваясь" под них. Столкновение с таким айсбергом способно потопить даже очень большой и "непотопляемый" Титаник. Собственная личная потребность заменяется "на потребу" — точнее, сама потребность меняет смысл. Это уже не потребность высказать внутреннее внешними способами, а потребность получить за это одобрение. Желание, само по себе вполне человеческое, но вторичное в творчестве, выходит на передний план, убивая творчество.



Не знаю, какие духи, боги, ангелы заведуют на небе (среди clouds, конечно) интернетом, но пусть они будут милостивы к тем, кто пишет — и не дадут им попасть в эти сети.



Игорь Джерри Курас



Другие статьи в литературном дневнике: