Как написать роман???

Александр Королёв-Иван: литературный дневник



Как написать роман
Нико Галина
Известные писатели упорно твердят о том, что мечтающий стать писателем должен много работать над своим произведением. И учиться, учиться, учиться – гораздо больше учиться писать, чем писать.


Советы писателя Николая Басова. Он выделяет десять необходимых элементов в романе.


Начальные условия, интродукция. Интродукция должна ввести читателя в курс дела (кто, где, когда), но при этом быть не слишком длинной и затянутой.


Пусковой элемент, триггер. Это событие, которое запускает активное действие, заставляет героев осознать, что течение прежней жизни отныне невозможно. Триггер, пишет Басов, это «курок, который позволяет бойку ударить по капсулю, воспламениться пороху в гильзе, выбросить пулю из ствола и…» После этого наступает «и…»


Конфликт и проблема. Конфликт является побудительной причиной всех действий героя (в отличие от триггера, который служит только поводом). Проблема же - «суть игры, определяющая ее ставки и правила действий героев», Конфликт должен быть острым и актуальным, проблема - многоступенчатой, чтобы ее хватило на весь роман, а может, и на потом осталось.


Осложнения большие и малые. Для того, чтобы мир романа выглядел естественным и динамичным, в нем должны происходить различные события, в процессе которых уточняются «параметры» окружающей героя реальности, позиции других персонажей и просто излагается взгляд автора на жизнь. Эти события могу влиять на героя как позитивно, так и негативно, или вовсе не затрагивать его интересов - однако интерес читателя должны пробуждать и поддерживать на должном уровне. Психотерапевтическая ценность этого элемента романа, по мнению Николая Басова, состоит в том, что умение преодолевать самостоятельно придуманные осложнения «повышает адаптивность автора, тренирует его жизненный глазомер, а может, и способность осуществлять свои планы, манеру добиваться своей цели». Осложнения не стоит «валить кулем», лучше, чтобы герой разбирался с ними постепенно. Выглядеть же все должно «гармонично, естественно, осмысленно по всем статьям».


Трудные ситуации, необходимость выбора, нестандартные ходы. «Помимо осложнений, - пишет Басов, - которые должны быть понятными, плавными и разрешаться естественно, герой довольно часто (если не сказать - все романное время) должен оказываться на все более трудных «поворотах» сюжета, которые отличаются от осложнений тем, что грозят фатальными, необратимыми последствиями. И вот когда герой принимается из этой ситуации выпутываться, он должен находить столь же нестандартное решение, «вровень» с ситуацией». Вываливаемые на героя катастрофы и катаклизмы в идеале «должны ошеломлять, доставляя читателю радость новизны и необычности».


Шестым элементом, необходимым для написания романа, Басов считает перестановку ролей - свойство персонажей меняться со временем, особенно в ситуации сложного выбора. Разумеется, «перестановка» эта, то есть неожиданные, непроизвольные поступки и изменения характера и мотиваций, должна быть психологически достоверна.


Очередным элементом автор называет «таинственное как вечный хлеб романиста», причем определяет это «таинственное» способом весьма запутанным - как «обозначение проблемы через ее умалчивание». Пытается объяснить более доступно: «читателю дается понять, что тут что-то не то, что-то не так», но понятнее не становится. А имеется в виду, собственно, то, что в начале романа должна появиться какая-та тайна, которая со временем будет разгадана. Но, предостерегает Басов, не вздумайте после разгадки сразу роман закончить. Это неэкономично. Лучше «порасписывайте» роман на новом этапе - «это привлечет прорву читательского внимания».


Восьмой элемент - повышение ставок. Это означает, что условия игры, изначально предъявленные автором читателю, оказываются более сложными, чем казалось с первого взгляда. То есть в сказке «Репка», например, дедушка со временем окажется бессмертным Горцем, бабушка - состарившейся радисткой Кэт, внучка захочет передать чудо-репку клонмейкерам, кошка переметнется на сторону колорадских жуков (или кто там еще на репу зубы точит?) и так далее. Причем происходить все это должно постепенно, чтобы до поры до времени читатель считал, что перед ним обычный производственный роман об уборке урожая.


Пик напряженности. Подразумевается кульминационная точка, после которой накручивать читателя уже не получается. Все злодеи стали героями, все агенты Моссада заявили о своих истинных намерениях, все преступления раскрыты, а издалека доносятся аккорды марша Мендельсона. Маски сброшены, о каждом из героев становится понятно, кто он есть на самом деле, - именно чтобы узнать это, считает Н. Басов, люди и читают романы.


Окончательное решение или отложенный финал. Мало привести героев к кульминации сюжета, утверждает автор, - нужно напоследок рассказать и о том, как сложатся их судьбы по завершении романа. Иначе получается то, что Н. Басов называет «ошибкой «Острова сокровищ»»: не рассказал Стивенсон в первоначальном варианте, что случилось дальше с Джимом, сквайром Трелони, доктором Ливси, капитаном Смоллетом, Беном Ганом и Джоном Сильвером, - читатель остался неудовлетворен. Смотрите, не повторите этой ошибки!



советы по построению сюжета


1. Положительное или негативное. Определитесь, за кого вы будете играть - за «хороших» или за «плохих». Будут у вас орки храбрецами, а вампиры - молодцами, или светлые маги все-таки останутся мудрецами? А может, и черные, и белые, и красные окажутся просто нормальными людьми, с достоинствами и недостатками?


2. Шаг за шагом, и без топтания на месте. Басов советует проверить всю сюжетную цепочку, сцену за сценой - не «провалилось» между ними что-то важное? Или наоборот - не будет ли повествование топтаться на месте, когда все ясно и нужно идти дальше?


3. Размажь масло по хлебу. Под маслом тут разумеется информация, необходимая для правильного понимания событий. Однако подавать ее рекомендуется не одним здоровым «куском», а плавно размазывать по всему произведению, чтобы читатель не терял интереса.


4. Проявляй информацию в малом, убедительнее будет целое. А здесь речь идет об информации, вроде бы не имеющей прямого отношения к происходящим событиям, но помогающей читателю вжиться в мир романа, понять позицию автора. «…именно эти особенности, мелочи и детали составляют «ауру» мест, где происходят действия, наполняют жизнью все до единой схемы», - пишет Н. Басов.


5. Не бойся символов. Не следует избегать деталей, которые позволяют на более глубоком уровне связать друг с другом различные сюжетные линии, события или персонажей. Однако не следует и злоупотреблять этим приемом, чтобы не сделать роман неправдоподобным и напыщенным.


6. Не бойся придумать то, что не попадет в текст. Если автор представляет придуманный им мир до мельчайших подробностей, читатель легче верит ему, даже если эти мелочи присутствуют в тексте лишь неявно, намеками. Особенно это касается героев, их биографий и внутреннего мира.


7. Выстраивай сюжет отбором вариантов. «Принцип прост, - пишет Басов. - Сначала герой как бы хочет выиграть, решить свою проблему по дешевке, используя малую долю своих сил и ресурсов. У него не выходит, он поднимает ставки и снова пробует. Снова не то. Он пробует изо всех сил, и лишь в последний момент, словно бы случайно, у него что-то выходит, хотя и не до конца…»


8. Закольцовывай события. Все линии романа, все происходившие в нем события должны прийти к логическому завершению. Причем работать они должны на общий финал, на разрешение главных проблем и конфликтов всего романа.


Николай Басов признается, что придумать героя бывает не легче, чем родить настоящего младенца (впрочем, мужчины так всегда считают…). Зато если придумаешь его удачно, то становится он живее реальных людей.


Один из методов, которыми рекомендует воспользоваться писатель, - метод Бальзака: ходить по улицам и выбирать себе колоритного персонажа из толпы.


Другой способ - писать героя с давнего знакомого, о котором известна вся подноготная, а главное - мелкие характерные деталюшки, придающие литературному образу достоверность.


Следует помнить, что нельзя "зацикливаться" на одном главном герое - нужно делать "живыми" всех, кто появляется на страницах книги. Тем более что второстепенные со временем могут выйти на первый план.


А вот восемь "инструментов", с помощью которых Басов предлагает конструировать героя.


1. Внешнее описание
Каждый автор сам решает, насколько оно должно быть подробным. Однако Басов рекомендует сделать для себя наиподробнейший словесный портрет, а еще лучше - и вовсе нарисовать героя, чтобы, например, впоследствии какая-нибудь родинка не перекочевала, допустим, со щеки на щеку…


2. Установочные данные
"Родился, учился, женился…" Или - "Информация к размышлению". Некоторая "протокольность" при введении таких подробностей придает тексту объективность и представляет автора как лицо незаинтересованное. Тем приятнее будет читателю открыть за скупой характеристикой живые и неожиданные черты.


3. Мнение писателя, которое не всегда совпадает с читательским
Имеются в виду прямые комментарии и оценки, которые автор дает герою и его действиям. "Инструмент" имеет свои достоинства и недостатки, однако, замечает Басов, "ради правильного изображения героя можно многим рискнуть".


4. Проблемы и поступки
Действия героя характеризуют его в гораздо большей степени, чем рассуждения автора или его собственные. Настоящие герои, по выражению Н. Басова, всегда идут… куда-нибудь. И не забудьте - герои должны не только что-то делать, но и обязательно соразмерно усилиям… уставать! Иначе получится неубедительно.


5. Отношение к герою других персонажей
Чтобы не перегружать главного персонажа, которому в конце достанутся все лавры, думами и заботами обо всем человечестве, рекомендуется подсунуть ему под бок существо слабое и зависимое (лучше - женщину. Снова этот мужской шовинизм! - М.Л.), которое будет героя обожать, при этом слегка над ним подтрунивая. И сразу он в глазах читателей станет белым и пушистым, даже если для достижения цели положит по дороге всех боевых товарищей и пару зазевавшихся старушек.


6. Мысли героя
"…если они есть", - сразу же оговаривается Н. Басов. То есть в принципе герой может и не произносить внутренних монологов, если его позиция и так ясна или попросту неважна. Однако ж "…есть в этом средстве како-то изящество", - умиляется автор "самоучителя". - Что-то стародавнее и в то же время очень привлекательное, словно бы в самом деле взятое из старых романов "осьмнадцатого" века. Когда люди обменивались визитами, когда у них была масса времени, когда… люди разговаривали, рассуждая, сами с собой, и хотя это выглядело странновато, тем не менее, не казалось вовсе диким…" Что ж, надеемся, это и вам не покажется диким, и вы позволите своим героям немножко подумать.


7. Речи, и не только
Монологи, диалоги, всякие вступления, реплики… Речи, обращенные не к себе, а к другим персонажам, тоже являются элементом построения достоверного образа. Особенно если речь будет действительно живой и характерной.


8. Третье измерение текста
Если предыдущие семь методов обрисовки героя Николай Басов встречал в западных учебниках по креативному письму, то восьмой он считает вполне эксклюзивным. Восьмой "инструмент" - это следование за героем, поступки которого порой удивляют самого автора. "Татьяна-то какую штуку удрала!" - как некогда удивлялся Пушкин. И именно это средство автор "Творческого саморазвития…" считает наиболее полезным для этого самого творческого саморазвития. Потому что в неожиданных поворотах сюжета писатель по-настоящему узнает себя.


Писатель Николай Басов, придумавший все эти советы, уверен, что вы пишете роман не для славы и не для денег, а для того, чтобы развить свои творческие способности и поглубже заглянуть в собственную душу, а может быть, решить свои психологические проблемы.


следует определиться с типом романа и строго соблюдать жанровую чистоту. Николай Басов пишет об одиннадцати таких типах:
- роман «главного потока» (мейнстрим, надо полагать);
- эротический роман;
- романтико-сентиментальный роман;
- научно-художественный, он же фантастический роман, а также «ужастики»;
- фэнтези;
- повесть для детей;
- исторический роман;
- приключенческий роман;
- роман преступлений, детектив и триллер;
- роман-эссе (писать который Н. Басов категорически не рекомендует);
- автобиографии и биографии знаменитостей.


Во-вторых, необходимо выработать в себе особые «писательские качества»: упорство, дисциплину и энергетическую выносливость, при этом разобравшись, присущи ли тебе талант или литературная одаренность.
После этого можно приступать непосредственно к роману, в котором Николай Басов выделяет десять необходимых элементов.




Марина Лесс. Самоучители для писателей
http://temniykot.narod.ru/samouchiteli.html
Страничка из авторского проекта «Темной ночью»



Советы Юрия Никитина:


Совет первый: тщательно отделывать концовки глав. Вступление может быть и затянутым, и запутанным, но окончание - обязательно неожиданным и хлестким.


Совет второй: ключевое слово всегда ставить в конец фразы.


Совет третий: не вешать на каждое дерево табличку с надписью "Дерево". В смысле - не разжевывать то, что и так понятно. Запрет на «ярлыки».


Совет четвертый: не сообщать в газетной манере, что произошло (рассердился, обрадовался и пр.), а рисовать (нахмурился, растянул рот до ушей и пр.).
А.С.Пушкин говорил, что молодые сочинители не умеют описать не только сильные душевные порывы, но и самые простые движения чувств. (Ой, как справедливо!)

Совет пятый: мера романа - сдвиг в характере. То есть на протяжении повествования герой непременно должен измениться, "перевоспитаться", стать хоть чуточки не таким, каким был в начале.


Совет шестой: пользоваться самыми короткими словами и сокращать фразы до минимума. Любое слово, без которого можно обойтись, - выбрасывать. Из ряда синонимов выбирать самый короткий.


Совет седьмой: не умножайте ни героев, ни события без острой необходимости. Лучше описать один эпизод красочно, чем пересказать три скороговоркой.
Однако в изображении героев нет мелочей. Все должно работать на их индивидуальность: внешность, характеры, одежда, имена и клички.


Совет восьмой: бороться со словами-сорняками. Безжалостно вычеркивать "свой", "это", "какой-то", "был", "который", "ибо", "однако" и т.п., а также избегать деепричастных оборотов.


Совет девятый: употреблять глаголы не прошедшего, а настоящего времени.


Совет десятый: время от времени напоминать читателю о том, что окружает героев, - день на дворе или ночь, зима или лето, в помещении дело происходит или на улице…


Совет одиннадцатый: утверждение всегда сильнее отрицания, поэтому старайтесь использовать утвердительную форму и избегать отрицательной.


И еще масса советов. Например, поменьше юмора. "Юморение" - признак незрелости, лучше придумывать что-то свое, чем выставлять в смешном свете чужое.



Чтобы количество писателей не превысило численность читателей, Ю.Никитин дает и весьма лукавые советы, как-то:


Пишите сериалы - это литература будущего! Те, кто считает, что написать один хороший роман труднее, чем десять продолжений к нему, - дурак, завистник и работать не любит.


Пишите как можно больше - никто не знает, какой из ваших книг уготована вечность. Кто будет говорить, что три романа в год - наверняка халтура, то просто видит в вас конкурента и заранее боится.


Не заморачивайтесь над языком. Главное, чтобы было побольше яркого действия, желательно с кровью и мясом, а как это написано - дело десятое. Шлифуют язык произведения только те, кто не способен на большее. Вот у Гомера и Шекспира - какой экшн! А языка их мы даже не знаем…


Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов не могут служить примерами для подражания. Сейчас так не пишут! А аллитерацию и прочие прибамбасы вообще придумали полуграмотные бездельники-помещики, у которых было слишком много свободного времени и которые читали, водя пальцем по строчкам.


(Как вы отнесетесь к последним четырем пунктам, дело ваше…)




Другие статьи в литературном дневнике: