Конец Монгольского ига.
Противостояние на реке Угре осенью 1480 года между московской ратью Ивана III Великого и золотоордынским войском хана Ахмата традиционно считается событием, ознаменовавшим окончание 240-летнего монголо-татарского ига на Руси. Загадки «стояния» Особенно интересно окончание этого противостояния. С наступлением зимних холодов и ледостава ордынское войско получило возможность переправиться через Угру по льду. Поэтому, как описывают летописцы, великий князь ушёл с берегов Угры, чтобы занять удобные позиции у Кременца и дать татарам бой. Однако татары, увидев, что русское войско на другом берегу Угры исчезло, вообразили, что их обманули, перехитрили, заходят им в тыл и т.д. В итоге татары в ужасе бежали в противоположную сторону. «Представилось зрелище удивительное, – писал Карамзин, – два воинства бежали друг от друга никем не гонимые!» Вообще-то бегство это не отход, значит – что-то позволило ему сказать, что и отступление Ивана III было именно бегством со страха перед возможной переправой татар по льду Угры. А его поведение накануне этого события ещё больше укрепляет в мысли, что великий князь боялся битвы с ордынцами. Эта боязнь и удивительное разрешение конфликта в пользу Руси, несмотря на отсутствие генерального сражения, представляются основными загадками данного события. Нерешительность Ивана III Летописцы дружно свидетельствуют, что народное мнение единодушно утверждало Ивана III в намерении решительно идти на врага. В то же время в правящей элите находились многие, кто отговаривал его от решительного сражения, советовал ему склониться перед ханом и снова платить ему дань. «Сии, как сказано в летописи, тучные вельможи, – передаёт Карамзин, – любили своё имение, жён и детей гораздо более Отечества, и не переставали шептать государю, что лучше искать мира… Напоминали великому князю о судьбе его родителя, Василия Тёмного, пленённого татарами… Сии внушения действовали тем сильнее, что были согласны с правилами собственного опасливого ума Иоаннова. Любимцы его жалели своего богатства, он жалел своего величия, снисканного трудами 18 лет, и, не уверенный в победе, мыслил сохранить оное дарами, учтивостями, обещаниями». Татарское войско подошло к Угре в начале октября 1480 года. 8 октября русские отбили попытку главных сил татар переправиться через реку. После этого началась вялая фаза «стояния», состоявшая в разъездах разведывательных отрядов вдоль Угры, отдельных перестрелках, а больше словесных перебранках обеих армий через неширокую реку. Так продолжалось до 7 ноября, когда и произошло вышеописанное бегство русских и татар друг от друга. Но за месяц стояния на Угре произошли важные события на других фронтах. Слабость Золотой Орды Одновременно Иван III поручил князю Василию Ноздроватому-Звенигородскому совместно со служилым татарским царевичем Нур-Девлетом совершить рейд в тыл Золотой Орды. Русско-татарский отряд спустился вниз по Волге, не встретив сопротивления, так как почти все военные силы Золотой Орды были задействованы в походе Ахмата, и сжёг ордынскую столицу Новый Сарай. До сих археологи не могут найти точное место, где она находилась. Узнав о том, что Казимир не придёт к нему на помощь, и прослышав о нападении на его тылы, а вовсе не устрашившись непостижимой военной хитрости внезапно исчезнувших русских, Ахмат, скорее всего, и дал приказ на отступление. По пути он разорил 12 русских городов Литвы как бы в отместку Казимиру за нарушение его обещаний. По возвращении в Орду Ахмат был вероломно убит сибирскими и ногайскими мурзами, внезапно выступившими против него. Не исключено, что и они служили Ивану III. Эти события знаменовали конец даже не господства Золотой Орды над русскими землями, а её самой. «Падение ига» прошло незамеченным Об этом говорят и обстоятельства стояния на Угре. Ахмат предпринял поход на Москву после нескольких лет неуплаты дани Иваном III. Во время переговоров Ахмат сам назвал этот срок: семь лет. В связи с этим высказывается обоснованное мнение, что последний «ордынский выход» из Москвы имел место задолго до 1480 года. Ведутся споры о дате – 1476, 1472 или какой-то другой год. В «Истории» польского хрониста Яна Длугоша, законченной ранее 1480 года, о свержении Иваном III татарского ига говорится как об уже свершившемся факте. Таким образом, для современников стояние на Угре не знаменовало собой освобождения Руси от монголо-татарского ига. Москва ещё раньше воспринималась как полностью независимое государство. Карамзин писал, что в память об освобождении Руси в результате стояния на Угре Иван III и митрополит Геронтий установили церковный праздник. Но этот праздник отмечался не в ноябре, а 23 июня, в день встречи Иваном III чудотворной иконы. И нет явных признаков того, что этому дню придавалось именно такое значение, какое увидел в нём Карамзин. Стояние на Угре, в отличие от Куликовской битвы или даже от битвы при Молодях с крымцами в 1572 году, вообще никак не отразилось в русском фольклоре. Очень похоже, что Карамзин сознательно преувеличил значение событий 1480 года, желая придать свержению монголо-татарского ига определённый драматизм, в соответствии с жанром своего повествования. На самом деле, это событие прошло для современников почти незаметно. © Copyright: Александр Королёв-Иван, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|