Разбор песни Аллы ПугачёвойРазбор песни А. Пугачёвой В родном краю Но, как правило, у любого исполнителя, и даже такой величины, как Алла Борисовна, есть менее удачные, а бывает что, и малоизвестные творческие опусы. Ну, не может такого быть, чтобы всё, что выпестывает из себя певческая натура, становилось тут же неоспоримо гениальным. Взлёты – паденья, паденья – взлёты. Зашло – не зашло. Пипл схавал – пипл выплюнул. Вполне обычное дело. Также известны и частые эксперименты Пугачёвой с перевоплощениями образов. Все мы помним и её строгий классический подход в «Мне нравится, что я больна не вами», и её шутовское лицедейство с неловкими ужимками в «Арлекино», и николаевские румяно-пышные домохозяйские зарисовки, и молодёжно-роковый надрыв в кузьмино-динамичном стиле, и угарный вульгаризм челобановского закидона (а-ля «да отвали ты!»), и ваниль киркоровского периода и так далее – до упора в галкинскую кущу. И везде, надо признаться, несравненная Алла (Борисовна) преуспевала. Талантище! Столпина! Мощь! Её можно любить, можно ненавидеть, но остаться равнодушным к тому, что она делает просто невозможно.
Появившейся на подъёме социально-протестной волны, которую с одной стороны нагоняли наши известные рокеры, вышедшие из запрещённого подполья («Алиса», «ДДТ», конечно же, «Кино», но в меньшей степени, ибо Цой открещивался от «политивизма» в своём творчестве, а также прочие подобные коллективы), а с другой – менее рокерской стороны, где-то приглаженной, где-то рьяной попытки высказаться на злободневные темы – от слащавой «Машины» до нервозной плакатной «тальковщины» (были и более «плакатные» кадры среди исполнителей, так что это ещё далеко не дно – вспомните смешные социальные опусы кельмивского «Рок-Ателье» под «фанеру» Вадика Усланова, к моменту выхода винила, уже покинувшего коллектив славных «ухарей-портняжек»): «Мы знаем, что можно на месте бежать,
И вот здесь, разумеется, Алла тоже не осталась в стороне. Ну, катит фишка – надо лабать. Песню эту, о которой веду речь, услышал не сразу, а несколькими годами позже. Попалась она мне на пластинке, купленной в палатке «Союзпечати». Первое разочарование было сразу же при передаче её мне в руки, так как я увидел, что на другой стороне она была записана с каким-то иностранным чуваком (имя и фамилию я прекрасно помню, но вам это не сделает погоды и тем более не осчастливит то, что вы тоже их узнаете, поэтому опустим, да и суть, в конце концов, не в нём), который на ломанном русском вначале записи своего блока песен жалостливо сетовал: «Привьет Алла! Щьто слючилась? Я зьваниль, но телефон твой мальчит. А писем ты не пишешь…». Думаю: что за бред?! Кстати, винил назывался символически – «Песни вместо писем». Ну и Пугачёва на стороне «Б» (прямо созданной для Борисовны) вторила ему с пафосным задором, поясняя своё молчание, что телефон у неё в очередной раз изменился и прочее «бла-бла-бла» на минуту-полторы. А далее – три мощных хита. Ну и вот этот – недохит, недошлягер, но финальный на данной крутящейся поверхности В её творческом периоде того времени, надо сказать, можно выделить две вещички подобного плана: это песня «Гитара», авторства Руслана Горобца (Царствие ему небесное), отдавшего много лет, жизненных сил и нервов пугачёвскому «Рециталу» (однако, с вливанием в жизнь примы комика Галкина, музыкантов разогнали, как отработанный материал – гитарист Левшин до сих пор обидки кидает в различных телеэфирах) – песня, кстати, тоже далеко в народ не пошла, но сделана мастерски и до сих пор слушается гармонично… Тут сделаем паузу. Горобца (кстати, автора всенародно любимых «Аэропорта» и «Погоды в доме») в своё время спросили: почему за долгие годы работы с Пугачёвой он написал для неё всего лишь одну песню (хотя аранжировок сделал множество, начиная с середины 80-х). Выяснилось, что причиной послужила природная скромность Руслана – он не желал пользоваться так называемым положением и не был столь навязчив, как, к примеру, тот же Укупник, после «Сильной женщины» хвастливо заявивший, что заменил на композиторском поприще для Примадонны самого И. Николаева, чем изрядно посмешил, как саму публику, так и ту самую женщину – сильную и поющую. В последствии был отстранён от провозглашённой самим собою роли, и уже подбирался к Алле через Филю («Милая, милая, мииилая…»). Снимаемся с паузы. …и вторую – «В родном краю», написанную уже самой Пугачёвой (музыка и слова). Вот о ней-то и хочется поговорить, ибо более странного, нескладного и противоречивого опуса в её творчестве я припомнить, знаете ли, не могу. В РОДНОМ КРАЮ: https://www.youtube.com/watch?v=BJoyH9a9nBs Как откровенно признавалась сама Примадонна в одном из своих многочисленных интервью, многие песни, (естественно, авторского посыла) она придумывала, находясь в той или иной степени «подшофе». Доподлинно неизвестна степень оного при сочинении текста «В родном краю», но предполагаю, что всё-таки выпивала. А потом, мягко говоря, в угаре «чудила». И начудила наша Алла, наша Борисовна, следующее: «В родном краю стою я на краю, О, как им хочется вернуть былые дни, Далее следовал не менее выдающийся вокализ: «Ого-го-го, ого-го-гого…». Это я пока привёл первый куплет (их два, а потом ещё повтор первого – видимо, для закрепления поданного материала). Ну, с рифмованием «горизонтов-подонков», – это уже к более продвинутым в стихосложении экспертам. Стоять на краю новых горизонтов – очень символично, в духе того времени звучало: воля, простор, перспективы…. перестройка, гласность, новое «мЫшление». Правда, далее – развал страны, но тогда об этом ещё мало кто догадывался. «Я не боюсь ни новых слов, ни дел» – я ж говорю, не женщина, а скала! О каких подонках речь? И чему они могут позавидовать? Успеху? Славе? Бешеной популярности? Богатству (накопленному за долгие годы гастрольного «чёса» по стране)? Вполне справедливо. Неравенство даже в те светлые и романтические годы ощущалось болезненно. Кому-то многое нельзя, непозволительно, а эти артисты (будь они неладны) в любую дверь вхожи, любой деликатес у них на столе. Как тут не позавидовать и даже не обзавидоваться? Подонки, одним словом (по мнению Аллы Борисовны). Но вот далее начинается то, на чём, собственно, и забродил данный разбор – ПРОТИВОРЕЧИЕ. Первое. «О, как им хочется вернуть былые дни, И тут мы вдруг понимаем, что речь ведётся вовсе об иных подонках. Но тоже изрядно завистливых и отравляющих жизнь Королеве эстрады. И правда задыхается (которая святая). А приврать хочется. Но, извините, колется. Подонки упоминаются несколько обтекаемые (по образу и подобию), но можно предположить, что это персонажи старой формации. Тогда ещё, помнится, культ Сталина осуждали, брежневский застой, частенько спорили – выносить ли тело Ленина из мавзолея или оставить дальше гнить. Не те ли изгои имеются в виду, кто поддерживал прежние модели власти? А Алла мыслила в духе времени – горбачёвскими горизонтами (пусть и на краю). «Скажите им и я скажу – пусть не надеются зря» – второй неприятный момент: повелевание в приказном порядке. Но тут же осекается: мол, я с вами в этом замесе, народ мой, не ссы! «Пусть кто-то упадёт, другие станут в ряд» – а вот тут уже какой-то цинизм. Помнится, у незабвенного Цоя тоже что-то в этом духе было: «Муравейник живёт, Но у Вити как-то добрее звучало, с некоторой степенью житейской мудрости – он как бы возносился над бытиём в этих строках. А тут, извините, по принципу – «Незаменимых у нас нет». Пофиг – упал, исдох, затоптали, далее пошли – через край, к новым горизонтам! Ну и припевное полирование общим хором: «Ого-го-го! Ого-го-гого!». Далее следует второй куплет, где наша выдающаяся «Непримирила» нового (тогда ещё) времени вроде как спохватывается, включая нотку эмпатии: «Конечно, трудно тем, кто впереди, Так и хочется, душевно прослезившись, поблагодарить за некое сочувствие. «Но ты иди! Иди вперёд, иди, Всё-таки толкает повелительно массы в самое пекло, в некую пропасть. Но сама не спешит, кстати. И вот это двуличие лирической героини – мол, я с вами, но за вами – меня ещё тогда покоробило. «Иди вперёд, смотри вперёд», – наставляет далее наша доморощенная Военноначальница. «Прости меня, народ, коль я на шаг отстану» – понимаете? «Но верить в доброту и в разум ваш, Мерзковато как-то становится на душе от подобной гражданской «лирики» госпожи Пугачёвой. Данный настрой масс известно к чему привёл в дальнейшем – ни к чему хорошему. Но вот такие «агитки» нет-нет да и проскакивали среди нашей пафосной богемы, зовущейся в народе «лицедеями», но живший далеко не по-халуйски. И снова этот стадный вокализ: «Ого-го-го! Ого-го-гого!». От которого, поняв смысл спетого ранее, бросает в некое содрогание. Не баба. И даже не зверь. Дьявол! Хотя, надо заметить, финальное «ого-го-гоканье», которое явно там затянуто и нашпиговано к тому же ещё и маршированием под ударную установку, отдаёт явно каким-то нацистским культом. При ассоциативном ряде ещё и вытянутых вперёд правых рук не хватает. Жуть! Вот так и заводят страну в дебри пафосной социальщиной всякого рода конъюктурщики от попсы. Уж лучше б лирику пела, гражданка Пэ, помня классический пример о рождённых ползать и их неудавшихся полётах…
Под ту же «фанеру» работает и в 1999-м ДЛЯ УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА /5.IX.2021 г./ * * *
© Copyright: Александр Королёв-Иван, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|