Поднять трап, или - и дальше, тоже, без меня...

Константин Жибуртович: литературный дневник

Лет 20 назад, за лёгкой выпивкой во время радиопосиделок с другом, оператором эфира, рассказал про тот самый сон, что отображён в финале Первой главы моего романа 3017-й. Вариации были разные, суть - одна. Отсутствие реального выбора (сдохни, или влачи жалкое существование по чужим и чуждым правилам) и крайне недружелюбное пространство, заточенное на лишение человека талантов и здоровой индивидуальности. Это ровно то, что Мир (до апокалипсиса) не устанет пытаться сделать с каждым из нас (последние годы - под религиозной вывеской).


Друг искал в сне сложные философские аллюзии, а я его оборвал и сказал, что там всё достаточно прозрачно и вовсе не запрятано между строк. Это - советское прошлое с навязанным послушанием школе и социуму, которое ты должен принять без малейших критических вопросов. Это - и настоящее (тогда я, конечно, не предполагал, что нынешняя Россия докатится до такого......)


Тем не менее, памятуя о вечной проблеме непонимания автора, дописал расшифровку - про человека из Северного Города, из которого пытаются сделать раба, шантажируя физической смертью. Но... на берегу является Она. Собственно, это один из ключевых моментов для понимания сути и того, почему в этой истории про 3017-й (впоследствии) ничто не могло случится иначе.


"Она" в разные отрезки жизни носила облик разных, но живых и неравнодушных людей: автору, по большому счёту, грех жаловаться на их отсутствие (как и на обстоятельства в целом). Например, моя учительница 6-11 классов по русскому и литературе, которая сняла меня с советского станка по производству одинаковых болванок (сам я тогда ещё был слишком слаб, чтобы противостоять этому в одиночку и напрямую). Потом - оазис в виде Радио с абсолютной творческой свободой, ограниченной лишь собственным вкусом и пониманием вещей. Но круг (в моём случае) должен логично замыкаться любимым человеком (как в последней вариации сна из романа).


А другу я сказал банальную вещь. Как бы ни оправдывали всякий тоталитаризм с навязыванием чужой воли изощрённые умы (долг, поручительства, обязанности, историческая целесообразность) - это всё игры лукавого. И ещё - о том, что вгоняющие штучные человеческие души в колесо бесконечных жертвенных поручительств "во имя"...... к самим себе подобную участь никогда не примеряют. Это других они тянут на тот самый "Титаник", ибо ничего иного предложить (онтологически, если хотите) - не в состоянии. Но себя мнят - "великими умами", "духовными жрецами", "кормчими" и "рулевыми". Считая, что им самим дозволено больше (заметьте: они сами себе выписали это право, без комплексов и рефлексий).



***



Капитан "Титаника" взглянул на него с высоты своего мостика - с нескрываемыми злобой и презрением - и рявкнул матросам с внешне одинаковыми бледными лицами:


- Поднять трап!!!


Эту "гримасу капитана" я много раз видел в своей жизни, что являлось - маленькой, но личной и выстраданной победой над этим дурным миром. "Поднять трап"... Вот именно. И дальше, прошу, тоже без меня с новыми попытками отобрать даже внешнюю свободу. А внутренняя, к счастью, в иной плоскости и вам абсолютно недоступна...





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.12.2017. 3017-й...
  • 15.12.2017. 2017-й
  • 13.12.2017. Поднять трап, или - и дальше, тоже, без меня...