Послесловие к Страстной

Константин Жибуртович: литературный дневник

Прежде всего, огромное спасибо Елене Янушевской и Николаю Андрееву, чьи мысли в facebook укрепили моё собственное понимание.



Вспоминая о событиях на Страстной из каноничных Евангелий, всегда удивлялся плосковатому восприятию Иуды. Сомнения Фомы, предательство Петра, уныние апостолов, спасительная весть от жён-мироносиц (поразмышляйте о них, там глубокий контекст!) - всё жизненно. А Иуда... Картонный злодей из голливудской киношки, продавшийся за ничтожные 30 сребреников. На эти деньги, как бы сказал современный человек, невозможно качественно поменять уровень жизни. Он слаб духом и просто - глуп? Да, согласен. Но глуп - в чём?


Любознательный юноша с горящими глазами, искренне внимающий мыслям Учителя - даже при частичном несогласии и частом непонимании. Не говоря уж о том, что вору и сребролюбцу никто не доверит апостольскую казну.


Вот тут и начинаются - не просто неудобные, а старательно замалчиваемые нынешними книжниками и фарисеями - нюансы.


Очень точно написала Елена Янушевская:


"Изначально христианство имело бунтарско-демократический дух, заостряло выбор между добром и злом и требовало духовного героизма. "Ты не холоден и не горяч - да извергну тебя из уст моих". Современность имеет иные очертания. Но главное остается тем же..."



Христос не проповедовал смену политической формации. Но вся суть в том, что попробуй (лишь - попробуй!) духовно последовать его словам критическое большинство, Римская Империя рухнула бы без единой капли крови.



Николай Андреев (прочтите внимательно!):


"Иуда обвиняет Иисуса: «Our ideals die around us and it's all because of you» - «Ты убил наши идеалы». То есть Иуда защищает основы общества и ничего больше. Защищает традиционные ценности. Что в них плохого? Люди жили с ними сотни лет, и ничего. Зачем навязывать народу что-то новое. К тому же опасное. Но Иисус разрушает то, что уже давно прогнило, что само собой разрушается. Нет уже никаких традиционных ценностей, а то, что под ними понимается, не более чем привычка, не более, чем удобная отговорка для оправдания действий фарисеев, которые давно уже забыли, что такое заветы предков. Торговля в храме – тоже традиционная ценность. Можно разрушить только те идеалы, которые мертвы..."


"Иуда, не в состоянии понять Христа, понимает, что убеждать его бессмысленно. И единственный способ доказать, что он неправ – донести властям. Чтобы они убедили этого заблудшего человека, что так поступать, так думать нельзя. Иуда не желал смерти Учителя. Он хотел, как лучше. И для него стало трагедией, когда власть не захотела разбираться, кто и что Христос и в чём он заблуждается. А народ, тот самый народ, который Иисус вёл к духовному возрождению, приговорил Учителя к мучительной казни на кресте. Иуда не мог этого вынести – повесился"...



Да. Именно так. Эта история - вовсе не про алчность из-за тридцати златых монет, как её преподносят нынешние ревнители. Иуда - убеждённый государственник, при всех своих философских увлечениях. Он свято верует в Кесаря-Катехона, богоугодную империю и духовность первосвященников. Как и сторонники грядущего Распятия. Сколько их было? Полагаю, даже поболее, чем 86 процентов. При том, что самые умные Мессию, убеждён, узнали и прочувствовали. Что сделало Распятие ещё более неизбежным.


Дальнейшее, как и прозрачную мораль истории, полагаю, пояснять не нужно.


Христос Воскресе!




Другие статьи в литературном дневнике: