О забытых истинахКОНТЕКСТ: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что одной из причин подросткового насилия в российских учебных заведениях является «стремление детей получать удовольствие», а также «тотальное увлечение гаджетами». Об этом он заявил, отвечая на вопросы участников Общецерковного съезда по социальному служению. «Если ребенок большую часть времени уделяет тому, чтобы получать удовольствие, то у него формируются устойчивые наклонности, – сказал Кирилл. – Трудно представить, что было бы, если бы и наши предки были ориентированы на одни удовольствия, а не на подвиги. Способность человека совершать подвиг полностью противоречит идее получать удовольствие». Патриарх также призвал государство бороться со «злоупотреблением электронными играми» и «постараться ввести детей в режим, когда получение удовольствия не является приоритетом». ***
Человек (я, ещё раз, не о монахах по призванию!) не способен прожить, отказавшись от понятных по-житейски, «мещанских» удовольствий. Чаще всего, тем более – в наш стрессовый век – они являются единственной наградой в конце рабочего дня. Иначе человек просто не восстанавливается, душевно и эмоционально выгорает и, более того, рискует впасть в тупиковый невроз, провоцирующий снижение иммунитета и неизлечимые болезни. Святые отцы в патериках не раз отмечали, что прямое противостояние греховным страстям – бессмысленно: человек слаб. Подлинное искусство – преображение страстей в духовном направлении. В этом смысле, роль искусства и культуры – бесценна. Это и есть их истинное предназначение, как и всякого творчества. Что даётся не репрессивным богословием, а примером, способностью увлечь, заинтересовать, вдохновить к труду над собственной душой. И тогда те самые «удовольствия» приобретают совсем иное наполнение. Митрополит Антоний Сурожский выразил это гениально: Рай и Ад – одно место. Это как на концерте классической музыки – то, что для одного какофония, для другого – божественные звуки. Патриарх Кирилл (при всём анекдотичном барстве и полной оторванности от земной реальности) не может не знать этих азов богословия. Но они хороши для постепенного духовного роста, как мудрые ступени из «Лествицы». При этом, совершенно не годятся в сиюминутных целях под маркой оксюморона «православный патриотизм». И понятно, что его «заточенность» на репрессивную педагогику – банальное обслуживание интересов дефолтной власти: банкротам насущна агрессивно-патетичная риторика с терминологией про «Рай», «Катехона», «Третий Рим» и привычные «веру, царя отечество»; более того – эксплуатация жертвенности (в лично-корыстных целях) в ежедневном режиме, а не только в периоды лихолетий. Народ в этой системе заменяется населением, а население (в идеале) – послушными солдатиками Урфина Джуса с бесконечным чувством личной вины, встающими на освящённые Катехоном и патриархом рельсы сознания. Чаще всего – имперского и выдаваемого за «небесное» под маркой очередного «православного царства». Этому «изобретению» не две тысячи лет. Гораздо больше. Думаю, попав на Машине Времени в Древний Урарту или Месопотамию, мы бы легко обнаружили схожих по риторике идеологов и ораторов. Заканчивалось это (в Истории) всегда одинаково. И, надеюсь, я объяснил – отчего утратил последние остатки уважения к этим людям. © Copyright: Константин Жибуртович, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|