***

Елена Куличок: литературный дневник

Помнится, какой-то иностранец в сети удивлялся, как мы любим ставить по несколько скобок-смайлов! Это что же получается – гомерический хохот? Или это менталитет русских такой – сверх-эмоциональность? Я задумалась.
Редактируя старые вещи, я часто нахожу ту же сверх-эмоциональность, свойственную больше молодости. Когда ставила избыточно восклицательных знаков, а часто и по два-три. Это как же надо восклицать, чтобы получилось три восклицательных знака? Заорать благим матом только, закатить истерику. Если персонаж именно так и сделал – заорал или бьется в истерике, восклицательный уместен, и то - лучше в количестве одного: и так понятно, что происходит. А если без восклицательного знака непонятно, что происходит, то это огрех автора: опиши ситуацию понятнее.
Та же история с многоточиями. Я ими грешила и грешу – что уж тут. Зачем они, например, в середине фразы, произносимой персонажем? Что за сверхтаинственное понижение голоса? Короче, я подумала и делаю. Убираю многоточия – кроме некоторых, разделяющих разновременные блоки текста и отступления.
Убираю восклицательные знаки. Если в абзаце их несколько, а персонаж реально восклицает, оставляю один. Но вообще не церемонюсь. Текст становится не таким истеричным. Ей-богу, он только выигрывает. Становится конкретней, чётче, строже. По существу.



Другие статьи в литературном дневнике: