Почему надо слушать классическую музыку?Статья их журнала "Лучик" Почему надо слушать классическую музыку? И как себя заставить это делать, если не хочется. Расписываем «тренировку». Прежде всего, почему почему именно классическая? Можно же слушать эстраду, рок, фольклор или нью-эйдж... Или певицу Клаву Коку, например. Или певицу Гагу. Это тоже музыка! Так-то оно так. Но… Сгибать и разгибать указательный палец – это тоже зарядка. Только в ней совсем мало пользы. Для начала давайте обратим внимание вот на какой факт: в популярной музыке продолжительность произведений меньше. Почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню. Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над большими произведениями. Но проблема в том, что в «чём-нибудь коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, сделавший это, получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет. Сравните теперь, сколько такой информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»… Так люди, купившись на удобство новой музыки, начали понемногу глупеть. Звучит грубо, но это правда. Сравните, например, песни полувековой давности (например, те же песни Пахмутовой) и то, что модно сейчас. Современные популярные произведения чаще построены на повторе одной и той же коротенькой музыкальной фразы – совсем коротенькой! Как мысль новорожденного Буратино… Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят вставлять в мультфильмы, выпуски «Ералаша» или любительские видеоролики. В этой теме всего лишь 8 нот! Она простая, легко запоминающаяся, характерная. Современный исполнитель обычно на этом и останавливается: «о, какая прелесть! да это готовый хит!». И начинает бесконечно повторять, «крутить» найденную короткую мелодию: Ля-ля-ля-ля-ля А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые «краски», «оттенки»... Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, «побочная». Она тоже не «стоит на месте», она развивается, изменяется, «живёт», начинает «конкурировать» с главной темой, переплетаться, соревноваться... В классической музыке главная тема (мелодия) и целое произведение соотносятся примерно, как лист и целая крона дерева Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать! Хотите попробовать? Давайте распишем тренировку на три дня. Как в физкультуре, то есть в этом, как его... фитнесе! ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Иоганн Себастьян Бах Как, ничего? Не страшно? Тогда добавьте ещё: Георг Гендель, «Сарабанда». И – отдыхать! ВТОРОЙ ДЕНЬ. Амадей Моцарт Если хотя бы одно из этих произведений вам понравилось, вы молодец! ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Людвиг ван Бетховен Напишите нам о своих впечатлениях! И если захотите, мы продолжим тренировки в следующих статьях. Но помните ДВА ПРОСТЫХ ПРАВИЛА: 1. Слушать надо, не отвлекаясь, не занимаясь никакими другими делами. 2. Старайтесь угадывать, а что будет дальше? Куда «повернёт» мелодия? Или – закройте глаза и представляйте себе разные картины.
© Copyright: Лидия Курчина, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|