Почему надо слушать классическую музыку?

Лидия Курчина: литературный дневник

Статья их журнала "Лучик"


Почему надо слушать классическую музыку? И как себя заставить это делать, если не хочется. Расписываем «тренировку».


Прежде всего, почему почему именно классическая? Можно же слушать эстраду, рок, фольклор или нью-эйдж... Или певицу Клаву Коку, например. Или певицу Гагу. Это тоже музыка!


Так-то оно так. Но… Сгибать и разгибать указательный палец – это тоже зарядка. Только в ней совсем мало пользы.


Для начала давайте обратим внимание вот на какой факт: в популярной музыке продолжительность произведений меньше. Почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню.


Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над большими произведениями.


Но проблема в том, что в «чём-нибудь коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, сделавший это, получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет.


Сравните теперь, сколько такой информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»…


Так люди, купившись на удобство новой музыки, начали понемногу глупеть. Звучит грубо, но это правда. Сравните, например, песни полувековой давности (например, те же песни Пахмутовой) и то, что модно сейчас. Современные популярные произведения чаще построены на повторе одной и той же коротенькой музыкальной фразы – совсем коротенькой! Как мысль новорожденного Буратино…


Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят вставлять в мультфильмы, выпуски «Ералаша» или любительские видеоролики. В этой теме всего лишь 8 нот! Она простая, легко запоминающаяся, характерная.


Современный исполнитель обычно на этом и останавливается: «о, какая прелесть! да это готовый хит!». И начинает бесконечно повторять, «крутить» найденную короткую мелодию:


Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я напеваю!
Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я повторяю!


А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые «краски», «оттенки»... Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, «побочная». Она тоже не «стоит на месте», она развивается, изменяется, «живёт», начинает «конкурировать» с главной темой, переплетаться, соревноваться...


В классической музыке главная тема (мелодия) и целое произведение соотносятся примерно, как лист и целая крона дерева
Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками». На самом деле это интереснейшая игра – композитор, как фокусник, сперва показывает нам предмет, а потом хитро его прячет. И какое это наслаждение, когда ты вдруг понимаешь, что «да вот же он!», и восхищаешься, как искусно автор «преобразил» свою стартовую «тему».


Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!


Хотите попробовать? Давайте распишем тренировку на три дня. Как в физкультуре, то есть в этом, как его... фитнесе!


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Иоганн Себастьян Бах
1. «Шутка». 2. Прелюдия и фуга №1 а 4 voci до мажор.


Как, ничего? Не страшно? Тогда добавьте ещё: Георг Гендель, «Сарабанда». И – отдыхать!


ВТОРОЙ ДЕНЬ. Амадей Моцарт
1. «Маленькая ночная серенада». 2. «Аллилуйя». 3. «Лакримоза».


Если хотя бы одно из этих произведений вам понравилось, вы молодец!


ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Людвиг ван Бетховен
1. Алегретто из симфонии № 7, опус 92. 2. Увертюра к спектаклю «Эгмонт». 3. «Ода к радости». У вас прекрасные задатки, если получилось прослушать это!


Напишите нам о своих впечатлениях! И если захотите, мы продолжим тренировки в следующих статьях.


Но помните ДВА ПРОСТЫХ ПРАВИЛА: 1. Слушать надо, не отвлекаясь, не занимаясь никакими другими делами. 2. Старайтесь угадывать, а что будет дальше? Куда «повернёт» мелодия? Или – закройте глаза и представляйте себе разные картины.





Другие статьи в литературном дневнике: