Марьино поле, ТЮЗ, Голоса Истории, Вологда

Ольга Смирнова-Кузнецова: литературный дневник

Я читала эту пьесу и вдохновилась . Потому что существует проблема : о войне нужно говорить, но тема нуждается в новом способе подачи, в новом языке. Потому, кто их изобретет – тот и молодец. А это чертовски трудно: освободится от пафоса, общих мест, а ведь надо говорить о судьбе народа, не скатываясь в банальности и, одновременно, не оскорбить памяти.


А здесь, в пьесу екатеринбургского автора, в ее бред и ад, в абсурд российской жизни, в безумие предсмертной бабушкинской сказки, как алмазная крошка, вмонтированы истории, в подлинность которых веришь на все сто. Судьбы русских женщин – солдатских вдов, которые видимо, уже в генной памяти. Наверное, потому и цепляет.


Был страх и любопытство: как Борис Гранатов, режиссер справится с постановкой такой необычной пьесы. Безумству храбрых…
А оказалось - очень хорошо. Бережно и внимательно. Ярко – ну не мог он ватники и лопату без росписи представить зрителю. И даже актеры-мужчины знали свое место - в тени главных героинь.


Конец и пьесы, и спектакля дает сразу две временные перспективы – назад в сторону Куликовской битвы и далее, и вперед : на Руси женщины только и делают, что ждут мужиков своих с ратных полей. Для особо продвинутых зрителей такой вот конец лишний - они предпочитают открытый. Но я к таким себя не отношу…
Насколько проникаешься этой сказочкой, что выходишь из зала не с легкостью на душе, а так, словно тебе дали еще сто лет жизни, и тебе уготовлена – куда от нее денешься – эта русская судьба.


Чудесный спектакль.



Другие статьи в литературном дневнике: