Фрейд и бездуховность

Обольстительница: литературный дневник

Фрейда часто обвиняют в бездуховности, однако, такие выводы могут возникать при невнимательном чтении. Действительно, текстам Фрейда свойственно затмевать яркими “психофизиологическими” теориями менее броские, но от этого не менее важные идеи. В опровержение обвинения Фрейда в бездуховности приведу один “теневой” фрагмент из его работы "Неудовлетворенность культурой": “Мера интериоризации предписаний культуры — популярно и ненаучно выражаясь, нравственный уровень ее участников, — не единственное духовное благо, которое надо принимать в расчет при оценке культуры. У нее есть и другое богатство — идеалы и творения искусства, то есть виды удовлетворения, доставляемые теми и другими”. — Отсюда видны ценности Фрейда, а именно: нравственный уровень, идеалы и творения искусства — есть благо. Еще одна важная идея — идеалы приносят удовлетворение. А человек, лишенный их, может испытывать страдания. Значит, не только удовлетворение физиологических потребностей, по мнению Фрейда, движет человеком, но и поиск идеалов. Такое представление о человеке далеко от бездуховного.



Другие статьи в литературном дневнике: