for me

Майя Ланопре: литературный дневник

А. Алексеев, И.С. Ларионова, Н.А. Дудина - Врачи - заложники смерти


Глава 11 - Философия жизни


Биология и медицина - в начале нового пути, когда основную роль в формировании жизни, смерти, болезни и т.д. будут придавать соединительной ткани, генетически детерминированной миллиардами лет эволюции в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждого из нас.


В каждый временной промежуток, как только появлялось новое серьезное открытие, все вокруг перестраивалось. Так же было, например, с "главными формулами науки о поведении", когда И.П. Павлов открыл условный рефлекс. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ("Основы теоретической психологии". М.: ИнтраМ, 1998.525 с.) отмечают: "... чтобы успешно двигаться в новом направлении, требовалось изменить прежний способ видения и интерпретаций исследуемой реальности, изучить ее сквозь "кристалл" преобразованных категориальных систем.


Так к категориям причинноследственной матрицы биологического детерминизма (эволюция, адаптация, гомеостаз и т.д.) дополняются категории индивидуальной динамики поведения (сигнал, подкрепление, временная связь и т.д.)".


История развития науки повторяется одними и теми же путями. Рано или поздно находятся талантливые ищущие люди, которые на созданной предшественниками категориальной базе делают свои новые открытия. Например, так формировались новые взгляды на поведение у А.А. Ухтомского, когда И.П. Павловым на основе открытия доминанты были сформулированы категории, образующие сейчас костяк науки о поведении. "Нужно сказать, что в этом сейчас и тупик развития поведенческих наук" (психология, социология, социобиология, педагогика и т.д.).


Ученые - двигатели этих наук пока не понимают соединительнотканной генетической основы поведения и стресса, несмотря на то, что уже давно психогенетики показали, что характер человека, на всю жизнь определяющий его поведение, на 40-60% уже сформирован к 2-х летнему возрасту.


И.П. Павлов в 1951 году (цит. по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому, 1998) дает определение: "Доминанта — это временно господствующий рефлекс". И совершенно очевидно, что способность к любой степени рефлексии (отсутствию рефлекса) дает организму соединительная ткань через механизм стресса в его обратной связи: соединительнотканный массив —центры регуляции соединительной ткани. Именно в связи с этим мы так много места в книге уделили психологии.


Она напрямую "завязана" с работой соединительной ткани и функцией подкорки, эпифиза, гипоталамогипофиза и прочих периферических нейроэндокринных центров. Исходной точкой формирования научного мировоззрения в первые годы врачебной практики психология была не только у И.П. Павлова, но и у И.М. Сеченова и других виднейших ученых. Поэтому первоосновой воспитания связи врач - пациент должна стать именно физиологически обоснованная в этой книге психология.


У А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1998) читаем: "...в психологии принято различать два вида мотивации - внешнюю и внутреннюю. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, принято говорить как о внутренне мотивированных. В случае же, если эта энергия подчинена иным целям и ценностям, кроме добывания научной истины, о них говорят как о движимых внешними мотивами".


Это становится ясно из слов А. Менегетти ("Психология лидера". М.:, ТОО Бизнесцентр "Аг-роконсалт", 1996. 146 с.): "Я мог бы привести в качестве примеров еще много литературных произведений, научных работ, социологических исследований, демонстрирующих разрушение человеческой личности. ...Вся кинематографическая индустрия - выражает лишь только шизофрению. Даже в рисунках детей разных национальностей постоянно присутствуют агрессивность, война, вампиризм, инопланетные пришельцы и символы монитора отклонения...


Цивилизация отдалила человека от первоначального проекта его жизни. Как только человек лишается собственной внутренней природной правды, его сознание становится хаотичным. Он уже не в состоянии понять, где добро, а где зло, поэтому слепо доверяет тому, что ему внушили общество и религия".


Поэтому в наших книгах, в том числе и в этой, мы даем новое представление о физиологопсихо-логических соединительнотканных основах природы жизни. Поэтому во всей книге главная мысль заключается в том, что в отношении своего здоровья каждый должен стать лидером, а для этого он должен быть интеллектуален в физиологии, биологии, наследственности своего организма, своих детей.


А. Менегетти говорит о функциях лидера как конструктора, контролера, развивающего и управляющего всегда и всем в отношении конкретной цели. Он пишет: "Многие шизофреники, невротики и алкоголики стали таковыми потому, что не смогли развить и реализовать свои врожденные способности. Однако лидер становится жертвой болезни только тогда, когда причина его несостоятельности заложена в собственной психике. Если же повинны объективные внешние обстоятельства, прирожденный лидер не заболевает, а все равно духовно и морально превосходит обычных людей. ..лидеру в молодости положено много страдать. Природа выдвигает лидера как функцию для большинства. Это закон природы...".


Нездоровье, болезнь, это самое досадное. Изменяя стереотип жизни, она не дает возможности достичь поставленной цели (бытовой, профессиональной, социальной). Она вселяет неуверенность в слабого человека, который расценивает это как "провал", в лучшем случае - "временное поражение".


Оптимизмом же можно зарядится только тогда, когда подвергаешь анализу все "преимущества", которые тебе дает осознание себя в новом качестве, качестве больного. "Как хорошему рыбаку требуется отличная сеть и прекрасное знание моря, так и человеку в жизни нужно поймать Бытие в соответствии с мерой собственной индивидуальности" (А. Менегетти. "Проект человек", М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1998. 220 с.).


Конечно же всегда плохо, когда рушатся собственные планы и надежды. Но если заболел человек ищущий, способный вновь обрести уверенность в себе, который умеет ценить и себя, и окружающих, то он будет смотреть на болезнь, как на "временное поражение..., как на скрытую благодать, чем оно (это временное поражение - прим, авт.) зачастую и является, потому что заставляет нас встрепенуться и переключить свои усилия в другом, более правильном направлении" (Н. Хилл. "Думай и богатей" Пер. с англ.). М.: ФАИРПРЕСС, Информ-пресс, 1999. 544 с.).


Это можно проиллюстрировать примером А.А. Алексеева, первого автора этой книги. Он был против того,чтобы его жизнь была предметом обсуждения в этой книге. Настояли на этом мы, его соавторы. Когда он в 41 год после шести операций потерял ногу и стал инвалидом, в том же году потерял семью и последние средства к существованию, потерял профессию, проработав до этого 20 лет первоклассным хирургом и преподавателем, то можно было понять его положение.


Без жилья, без денег, на костылях и с инвалидностью без права работы, ему оставалось одно - совершенствовать свои знания и лечить, будучи врачом, уже не хирургически, а терапевтически, причем лучше, чем тысячи терапевтов и семейных врачей, и тем более узкопрофильных специалистов. Причем задача лечить лучше - была первостёпенной он сам познал все "прелести" медицинской специализации.


Что ему помогло вернуться в "строй"? Мы думаем, что вера в правильность выбора дальнейшего пути после закономерно пережитого периода "общего шока" в связи с жизненной катастрофой. Помогли вера и привычка аналитически мыслить, т.к. в 28 лет и в 31 год эта привычка была уже сформирована. В эти годы им были блестяще защищены диссертации по хирургии на соискание ученых степеней, вначале кандидата медицинских наук и, затем доктора медицинских наук, получены звания старшего и ведущего научного сотрудника.


За время, прошедшее после жизненной катастрофы, им выполнена громадная поисковая работа, излечены тысячи больных, создано соединительнотканное интегративное направление в биологии и медицине, представленное сегодня шестью книгами и здоровьем пациентов. А ведь А.А. Алексееву сейчас лишь 49 лет, и мы желаем ему дальнейшего творческого счастья. Поэтому мы и заканчиваем это небольшое предисловие к одной из основных глав этой книги словами Н. Хилла (1999): "Добьешься, если веришь, что сможешь".


В лечении болезней, как и в жизни вообще, необходимы следующие условия реализации задуманного (каждый для себя решает их самостоятельно): образование (общебиологический интеллект), способность преодолевать стереотипы (выбор "учителя", индивидуальность морали, удовлетворение амбиций), понимание сути и совершенствование собственного "Я".


Осознание пациентом собственного "Я" дает ему ключ к разгадке механизма болезни, потому что ее основа - соединительнотканный стресс. Помимо физиологии, причина болезни - собственный психогенез, включающийся в патогенез заболевания. Если пациент не занимается собственной личностью, то это равносильно лечению симптома, а не болезни. При этом - выздоровления не будет.


Поэтому и эффект лечения определяется соразмерно новой формирующейся личности - личности выздоравливающего. Она несет в себе новые семейные, профессиональные и социальные черты. И это закономерно. Это почти полностью соотносится с тем, что мы говорили о болезнетворном соединительнотканном стрессе: противостоять стрессам (индивидуальному, бытовому, социальному, профессиональному) - и есть вылечиться. Организм должен сознательно и безсознательно выявить соединительнотканные и прочие резервы для борьбы со стрессом. Роль врача - найти главные эффективные индивидуальные для пациента резервы выздоровления и культивировать их.


Пациент, помимо участия врача, должен стать лидером в собственном здоровье и лечении, т.е. "главным врачом", человеком, способным реально влиять на все четыре сферы жизни, все четыре разновидности соединительнотканного стресса. Поэтому выздоровление подразумевает в том числе и сохранение всего запаса позитивного жизненного опыта человека, привычки "не откладывать на потом" заботы о своем здоровье, соблюдения рациональности в поведении, глубинное понимание того, что истинной властью является знание, прежде всего - медикобиологический уровень интеллекта. Основное же условие приобретения этих качеств -личная свобода. Разъясняя это, лишь упомянем фразу А. Менегетти (1996): "Гений рождается через свою свободу. Истинный мудрец непрерывно совершенствуется всегда и везде".


Свобода и "господство" пациента во всех сферах собственной жизни создают оптимальные условия для функции гипоталамогипофиза ("третьего глаза"), в подкорковых, корковых, эндокринных механизмах вообще. "На первое место оно (безсоз-нательное) ставит здоровье, физикобиологическую целостность субъекта (через соединительную ткань - прим, авт.)" (А. Менегетти, 1996). К сожалению, в современной медицине, медицинской деонтологии, соответстветствующего уровня понимания правильности этих постулатов пока нет.


Помимо веры в исцеление необходимо еще несколько условий для успеха не только в лечении собственной болезни и болезней других, но и вообще в жизни каждого. Понятно, что лечение должно стать частью жизни, а жизнь при этом должна протекать по правилам, способствующим излечению. Приведем некоторые из них, в том числе и из книги Н. Хилла (1999):


1. "Никто не может рассчитывать на неизменный успех, пока не начнет смотреть в зеркало, чтобы увидеть истинную причину всех своих ошибок".
2. Успех лечения гарантирован, если два ума (интегративного врача и пациента) взбудоражены и согреты единой целью - исцеления.
3. Сила исцеления - "...организованное знание, выраженное посредством умственных усилий"; "не стать вам силой и не добиться собственного успеха в любом стоящем деле, пока не подниметесь до признания собственной вины за ошибки и провалы".
4. Считайте, что лечение наполовину безуспешно, если вы пожалели себя или в процессе лечения стали оправдывать свои недостатки.
5. "Ищите совета у людей, говорящих вам правду в глаза, даже если она горька. Похвалы пользы делу не приносят".
6. Вы победили болезнь, если сделали это целью своей жизни. Р. Стивенсон говорил: "Цель в жизни - единственное, что надо искать и найти, но найдешь ее не за границей, лишь в собственном сердце".
7. Преодолейте в себе основные страхи, мешающие выздороветь: страх нищеты, болезни и старости, страх утерять чью-то любовь, страх чужой критики, страх перед смертью.
8. Выбирая способ лечебного действия, помните слова Ван Дейка: "В конечном итоге лучшим оказывается не тот куст розы, где меньше шипов, а тот, где цветут самые красивые розы".
9. Борясь за свое здоровье, необходимо помнить, что "нельзя получить что-то за ничто". В итоге вы получите ровно на ту сумму, которую заплатили.
10. Постоянно расширяйте знания о собственном здоровье, это часть вашего интеллекта. "Пренебрежение к расширению знаний всю жизнь мешает хоть что-то делать".
11. Если вы слабы, то предпочитаете безделие вместо активности, страшитесь неудач, "...а ведь неудача - лучший стимул и именно так должна восприниматься".


Подытоживая перечень полезных советов тому, кто решил "взяться" за свое здоровье, еще раз приведем слова из книги Н. Хилла (1999): "Единственная, непреходящая услуга, оказанная ребенку родителями, состоит в приучении его помогать, помогать самому себе".


Чтобы излечиться, пациент должен изобрести собственную модель поведения, не надеясь ни на больницу, ни на врачей, ни на лекарства, т.к. все это — лишь средства достижения (технические детали) желаемого здоровья. Лишь собственная эффективная работа пациента над собой и окружающими его есть и высшее благо жизни, и гарантия ее продолжения. Важна и еще одна мысль: пациент должен бояться врача-машину, врача-бездушного автомата. Интересную характеристику машине дает онтопсихология (по А. Менегетти, 1998): "Машина унифицирует людей в болезнях, комплексах и идентичных анаграммах. Все то, что представляет собой патологию в любой области, новизной не обладает".


По Ф. Капра ("Уроки мудрости": М.Киев, Изд-во Трансперсонального института, 1996. С. 160) "...разум - это необходимое и неизбежное следствие (систем - прим, авт.) определенной сложности, возникающее задолго до того, как в организмах складываются мозг и центральная нервная система". Это заявление достаточно смелое и мало привычное, но если учесть, что адаптивную сложность живому организму придает соединительная ткань, то именно в ее работе - смысл самоорганизации и самоупорядочивания.


Эту нашу точку зрения обосновывает и теория самоорганизующихся систем, разработанная под руководством И. Пригожина - физика, химика, Нобелевского лауреата. Ф. Капра, анализируя работы И. Пригожина, отмечает, что законы организации, "характерные для живых систем, могут быть обобщены в едином динамическом принципе, принципе самоорганизации.


Живой организм - это саморегулирующаяся система, что означает, что ее упорядоченность не навязывается ей (что, естественно, не исключено - прим, авт.) окружающей средой, а устанавливается самой системой". Если посмотреть на проблему с точки зрения предложенной нами соединительнотканной теории биологии и медицины, то оказывается, что прежде всего соединительная ткань - источник, депо, арена самоорганизации. Это означает, что жизнь и разумность организму дает прежде всего соединительная ткань, которая и является основой самоорганизации, самосовершенствования жизни.


Это очень важный вывод, т.к. многие думают, что основа саморегуляции - мозг, "третий глаз" (гипоталамогипофиз), "шестая чакра" и т.д. Это не так. Мы только что отметили, что мозг - результат определенной степени усложненности жизни, саморегуляции. Источник и способ усложнения и самоорганизации - резервы соединительной ткани, ее объединяющая, интегрирующая, соединяющая функция.


Поэтому и следует с уважением относиться к соединительной ткани, т.к. она определяет способ, метод, уровень разума (разумности). Соединительная ткань создает условия разумности, разуму. В подтверждение правильности наших мыслей приводим слова Ф. Капра (1996): "...разум и самоорганизация являются разными системами одного и того же явления - жизни".


В связи с интегрирующей ролью соединительнотканная концепция полностью подтверждает и раскрывает механизм реализации понятия "здоровье", представленного М. Локком и Ф. Капра (1996): "...наше здоровье прежде всего обусловлено нашим поведением, нашей пищей и природой нашей экологической и социальной среды; причину болезни следует искать в системе нескольких причинных факторов; полная свобода от заболевания несовместима с жизнью".


Именно в связи с этим экология природы, экология человека и его соединительной ткани определяют многое. Ф. Капра (1996) пишет: "Фермеры, так же как и врачи, имеют дело с живыми организмами, на которые губительно влияют механические подходы в нашей науке и технологии. Как и человеческий организм, почва является живой системой, которой нужно сохранять динамическое равновесие, чтобы быть здоровой.


Когда равновесие нарушается, начинается патологический рост определенных компонентов - бактерий или раковых клеток в человеческом организме, вредителей или сорняков на полях. Появляется болезнь, и в конце концов весь организм может погибнуть и превратиться в неорганическое вещество". В связи с этим К. Саймонтон (1996) утверждает, что "...медицинскую терапию будут применять еще долго к людям, которые к ней привыкли, может быть, даже всегда. Но по мере того, как общество будет меняться, потребность в медицинской терапии будет все уменьшаться.


Чем больше мы будем понимать психику, тем меньше будем зависеть от физического лечения, и под влиянием перемен в культуре медицина в конечном счете эволюционирует в более тонкие формы". Интересны интегративные взгляды автора не только на проблему лечения, здравоохранения и медицины в целом, но и на проблему смерти: "Смерть как средство побега - плохой способ умирания... Другая часть (организм - прим, авт.), которая хочет наказать. Многие люди наказывают себя или других с помощью болезни или смерти". По этому же вопросу приведем часть дискуссии Ф. Ка-пра и К. Саймонтона (1996):


- Если вы разделяете сознание и тело, то нет смысла квалифицировать смерть. Смерть тогда просто видится как остановка тела-машины.
- Да, так мы обычно понимаем это в медицине. Мы не различаем хорошую или плохую смерть...


Эти два абзаца показывают не только необходимость интеграции тела на общеорганизменном соединительнотканном уровне, но и необходимость интеграции на внеорганизменном уровне - уровне соединительнотканной психофизической ниши. Отсюда можно сделать еще один важный вывод.


Иногда бывает полезным "отключить" собственные мысли от соединительнотканного массива тела, "отпустить" переживания, "убрать" обыденную логику поведения.


Опыт "приостановки" интеллектуального сознания, анализа и передачи своего тела во власть новым ощущениям и эмоциям, несомненно, целебен, т.к. он "убирает" обыденный соединительнотканный болезнетворный фон и ввергает соединительнотканный регион, орган, тело во власть живительного бесстрессорного автоматизма саморегуляции, давая тем самым возможность восстановиться природным, естественным реакциям саморегуляции соединительнотканного и прочего массива живого тела.


Именно в этом заключается механизм лечебных воздействий многих восточных практик и психотерапии. Мы имеем в виду йогу, тайцзы, айкидо, психотренинги. Это и есть техника работы с соединительнотканной системой саморе-гудяцищ т.е. с телом. Это интегрирует разум и тело опосредованно, путем включения механизмов соединительнотканной саморегуляции.


В этой главе нельзя не упомянуть о том, что мы писали в разделе, посвященном взаимоотношениям больного и врача. Тут явственна одна закономерность: чем больше высокоинтеллектуально организована личность пациента (особенно если это узкопрофильный специалист), тем более сложными могут оказаться контакты врач — больной.


Это отчетливо прослеживается в трудах психоаналитиков. А. Менегетти ("Система и личность"/(Пер. с итал.), М.: Изд-во "Серебряные нити", 1996. 124 с.) пишет: "Состоявшийся индивидуум не верит ни в одну систему, ни в одну науку не потому, что отвергает их, но потому, что релятивирует их в использовании ситуации, оставляя определенным только себя.


В сущности, осуществившееся становление "Я" способно принять со скромной терпимостью, со спокойным безразличием любую вещь, оставаясь, напротив, чрезвычайно внимательным к самым незаметным проявлениям жизни. Уловить благодать и истину в любви, в общественном институте, в деньгах...: нормальная практика развитого "Я". Он больше не открывает, в чем истина, он умеет делать ее".


Это относится и к Вам, дорогие читатели. Найдите в себе силы не только понять новое, но и принять его, ведь от "понимания" до "принятия" еще предстоит громадный путь. Под психофизической "нишей" мы понимаем теорию деятельности человека и его характер, обеспеченные физиологическими особенностями психических процессов.


Общеизвестно, что основные типы характера формируются к 2 летнему возрасту, когда заканчивается этап бурного, в основном генетически обусловленного, нарастания 85% соединительнотканной массы тела человека и формируется определенная совокупность соединительнотканных и прочих механизмов регуляции обмена веществ. И совершенно естественно, что этот процесс очень индивидуален, определяется особенностями поддержания постоянства внутренней среды (гомеостаза).


К ответам на вопросы индивидуальности больного и врача, к возможностям их взаимоотношений, к проблеме сложности понимания друг друга (в том числе и в выборе лечебных методов): нормального характера не существует. Вот что читаем у С.В. Головина ("Словарь практического психолога". Минск: Издво "Харвест", 1996. 798 с.): "...характер без отклонений. Перечисляя свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (усиленные черты характера или их сочетания - прим, авт.), отметив, что они выражаются "не слишком".


Получится, что такой характер - "золотая середина" целого ряда качеств. Но, оценивая математически вероятность наличия такого характера, придется сделать вывод, что он редкое явление (при десяти независимых качествах оценки "нормальным" оказался бы один человек из 1024!). ...С количественной стороны отклонения характера встречаются куда чаще, чем "норма" (и можно ли считать нормой то, что так редко встречается?). ...Словосочетание "нормальный человек" - внутренне противоречиво: оно означает "не отличающуюся индивидуальность" или "нехарактерную характерность".


Множественность характерологических типов пациентов и есть очень важная сложность в психологии взаимоотношений больного и врача. Психологический контакт между пациентом и интегративным врачом обязателен, но эти взаимоотношения так же многогранны, как многогранны личности миллионов пациентов. При этом ненадежен перенос чувств с врача на больного и обратно.


Этот чувственный опыт может быть как позитивным, так и негативным. Но в любом случае интегративный медик должен "...извлечь смысл из своих внутренних реакций, которые затем можно использовать в терапевтических целях, что зависит от клинических обстоятельств" (У. Штейнберг."Круг внимания". М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. 216 с.).


В зависимости от реакции пациента на первую или последующие (иногда главные) встречи с врачом, последний через свой разум должен понять, что больному мешает провести самоанализ, приступить к осознанному лечению.


Часто для интегративного медика встреча с пациентом вызывает у врача или пациента даже внутренний гнев. Этот гнев можно интерпретировать как выражение невосприимчивости ими разных структур собственных личностей, как выражение психоэмоциональной напряженности обоих, как боязнь обоих близости и даже любви и т.д. В целом врачебный интегративный опыт показывает, что именно он несомненно, является определяющим фактором в успешности лечения, который, однако, для интегративной медицины - совершенно закрытая книга, абсолютно не изученная проблема.


Интегративный врач пока - не истинный психоаналитик, исследующий связи: сознательное -подсознательное - поведение. Интегративный медик сегодня все же больше опирается в своей работе на физиологический "багаж знаний" о внутренней работе организма в целом, всех его органов и частей; опирается на знание соединительнотканной интегративной общеорганизменной функции.


Поэтому мы считаем, что врачебная деятельность интегративного медика во много крат сложнее, чем психоаналитическая врачебная работа. На наш взгляд, ошибочно, что "...аналитики любят рассматривать безсознательное в качестве творческой основы жизни, которая, если ее понять и надлежащим образом интерпретировать, может направить человека на путь развития" (У. Штейнберг, 1998).


Этот же автор говорит, что "...стремление к личностному росту перевешивает регрессивную компоненту личности. Однако, вследствие страха человека перед внутренним развитием могут возникать патологии. По мнению Юнга, это происходит в результате того, что регрессивная компонента начинает доминировать над стремлением к развитию личности".


В этой связи очевидны несколько задач интегративного медика в отношениях с пациентом: не вызвать на себя контрпереноса негативных реакций пациента; преодолеть страх больного перед болезнью и самой переменой привычного болезнетворного уклада жизни пациента; "вдохнуть" надежду на исцеление, хотя путь к исцелению, естественно, будет тернистым и с переменными успехами; научить больного принимать нужные для его здоровья решения; найти для пациента, исходя из социальных факторов, оптимум его психофизической "ниши".


У. Штейнберг (1998) подтверждает нашу точку зрения: "...регрессивный аспект безсознательного в ситуации анализа обычно проявляется в качестве страха перед терапевтическим прогрессом". Далее автор говорит об основных чувствах пациента, когда он видит перед собой нелицеприятную картину его болезни: внутренняя тревожность, необходимость пересмотра привычного уклада жизни, зависть к здоровью других, явная или латентная депрессия.


Именно это и нужно преодолеть, лучше - при помощи интегративного медика-психоаналитика. Если эти неинтегративности в больном преодолены, то новый образ жизни, являющийся лечением, станет привычкой, повседневностью, что и обеспечивает пациенту излечение, хорошее здоровь


http://www.htls.ru/books/vrachi/13.htm


это переосмысленное старое, - новое



Другие статьи в литературном дневнике: