Благословляю ежедневный труд,Благословляю ежедневный труд, И пыльный пурпур свой, где столько дыр, Марина Цветаева 17.05.1923?
Казакова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы Разделы: Литература Пояснительная записка. Настоящий курс представляет собой углублённое изучение поэтического произведения, что является частью реализации цели литературного образа, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. В изучении курса литературы в 5-11 классах поэтическому произведению уделяется недостаточное внимание, что связано с насыщенностью программы, небольшим количеством учебных часов, сложностью понимания учащимися стихотворного текста. Тем не менее именно поэзия более органично способствует формированию и развитию образного мышления, видению художественного слова, развитию эстетического вкуса у учащихся, реализации воспитательных целей. (Программа данного курса нацелена на то, чтобы научить учащихся основам анализа поэтического произведения, научить понимать художественное слово.) Задачи учителя: знакомить учащихся с шедеврами поэтического творчества, уделяя внимание библиографическому комментарию, созданию лирического портрета автора, выразительному чтению как способу передачи настроения, интонации, переживания; (В качестве предмета исследования предлагается поэзия серебряного века, наш более сложный и интересный материал поэзии.) Курс является одной из многих составляющих предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и рассчитан на 34 учебных часа. Средствами обучения являются учебные пособия Поспелова и Горшкова, справочная литература, дидактический материал, художественные произведения, музыкальные произведения, видеоматериал. Формы обучения: анализ - исследование поэтического произведения; Формой итоговой отчётности может быть урок - конференция, урок - литературная гостиная (поэтический салон). Виды итоговых работ: тестирование; Учение и навыки: Учащиеся должны знать раздел литературоведения "Лирика. Анализ поэтического произведения", оперировать основными литературоведческим терминами, понятиями. Учащиеся должны уметь выразительно читать поэтическое произведение; составлять поэтическую композицию; Структура и содержание программы. Введение. Русская словесность и художественное слово. Что такое поэзия? Тексты: Статья В. Вейдле "О любви к стихам." ("Литературная учеба" 1990 №6) Тема 1. Предмет и содержание лирики. Лирическая поэзия и её особенности. Главный объект художественного познания в лирике. Изобразительное начало. Лирическая речь. Лирическое переживание. Лирический герой. Тексты: К. Бальмонт "Звёздные знаки" Тема 2. Содержание лирики, лирическая медитация и её виды. Что такое лирическая медитация? Прямое излияние души - лирика чувства. Рассуждение на общие темы - лирика мысли. Описательная лирика. Повествовательная лирика. Синтез разных форм лирической медитации. Автор лирический герой. Тема стихотворения. Тексты: М. Цветаева "Мне нравиться:" М. Волошин "Сквозь сеть алмазною зазеленел восток :" Тема 3. Экспрессивность лирической речи. Художественно-речевые средства - основа построения лирических произведений. Основные тропы, их роль в поэтическом произведении. Лирическое переживание. Индивидуальные ассоциации. Тексты: Л. Гинзбург "Частное и общее в лирическом стихотворении." Тема 4. Слово и художественный образ. Слово - единица языка. Слово художественного мышления. Номинативно - изобразительное значение слова. Поэтическая лексика. Поэтические архаизмы, неологизмы. Морфологическая выразительность слов. Выразительные (ключевые) слова. Художественный образ. Тексты: И.Анненский "Майская гроза" Тема 5. Жизнь поэтического слова. Силуэт серебряного века. О Серебряном веке русской поэзии. (коротко и об основных течениях). Знакомство с поэтами В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, И. Анненский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Клюев, С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, В. Ходасевич, Б. Пастернак, М. Волошин, З. Гиппиус и др. Тексты по выбору учащихся. (М. Цветаева "Душа и имя", "Кто создан из камня:", "Блоку"; Волошин "Бальмонт" и другие) Тема 6. Иносказательная изобразительность и выразительность слов. Тропы. Метафора. Сравнение. Иносказательность художественной речи. Тексты: а) А. Блок "Петроградское небо мутилось дождём:", "Река раскинулась" б) К. Бальмонт "Черкешенке" Тема 7. Вида словесно-предметной изобразительности. а) Олицетворение. И. Анненский "Старая шарманка" б) Образный параллелизм. И. Бунин "Седое небо надо мной:" в) Образы символы. Многозначность их эмоционального осмысления. К. Бальмонт "Белый лебедь", "Осенний лес" г) Гипербола. К. Бальмонт "Наш царь - Мукден" Тема 8. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. 1) Речевая интонация. Паузы. Мелодия речи. Акценты. Темп. И. Бунин "Костёр" 2) Художественный синтаксис а) Эпитеты. И. Анненский "Снег", "Сизый закат" б) Словесные повторы. Анафора. Эпифора. Рефрен. Синтаксическая тавтология. Словесная градация. И. Анненский "Снег" в) Словесная антитеза. А. Блок "Незнакомка", "О я хочу безумно жить:", "Заклятие огнём и мраком" г) Инверсия. Логика строки. К. Бальмонт "Зарождающаяся жизнь" д) Эмоционально-риторические интонации: риторические вопросы, восклицания, обращения (оттенки пожелания, отрицания, уступления, сентенции, недоговорённости) И. Анненский "Смычок и струны" Тема 9. Поэтическая фонетика. Ассонанс. Аллитерация. Звуковая изобразительность. Звуки и ощущения. К. Бальмонт "Песня без слов", "Чёлн томленья", "Кружево" Тема 10. Интерпретация поэтического произведения А. Ахматова "Небывалая осень построила купол высокий:" Тематические планирование. 1. Введение. о любви к стихам. Открытие поэзии. р.р. 2,3. Интерпретация любимого стихотворения. 4. Предмет и содержание лирики р.р. 5. Эссе "Поэзия - плуг, взрывающий время:" (О. Мандельштам) 6,7 Лирическая медитация и её виды. 8. Экспрессивность лирической речи. 9. Слово и художественный образ 10. Жизнь художественного слова. Силуэт серебряного века. Этюд о художественном слове. 11-17. Серебряный век в персоналиях 1). 2). Лирические портреты поэтов серебряного века 3). 4). Основные мотивы творчества поэтов серебряного века. 5).6). Составление поэтической композиции. Чтение наизусть. 7). Слово о поэте серебряного века (Творческая работа "Имя поэта") 18. Иносказательность художественной речи. Метафора и сравнение. 19. Описание метафоры и сравнения. Перевод прозаичного отрывка на язык метафоры и сравнения. 20,21. Виды словесно - предметной изобразительности. Олицетворение. Образный параллелизм и другие. 22. Мелодия художественной строки 23,24. Художественный синтаксис 25. Творческая работа "Игра с эпитетом" 26. Поэтическая фонетика 27. Определение звукового образа 28,29. Интерпретация лирического произведения 30,31. Представление рефератов по теме "Постижение поэзии" 32. Литературная гостиная 34. (Поэтический салон) Представление творческих работ БИБЛИОГРАФИЯ I. Теория литературы 1. Введение в литературоведение. Под редакцией Поспелова О. Н. М: Высшая школа, 1983. - С. 156-165; 170-215; 218-232; 239-243. 2. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. - М: Советский писатель, 1987. - С. 87-144; 124-130 3. Корман Б. О.Изучение текста художественного произведения. - М: Высшая школа, 1972г. 4. Михайлов А. Азбука стиха.- М: Просвещение, 1983 5. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М: Школа-пресс, 1995. - С. 107-111 6. Шаталов С. Е. Литература - вид искусства. - М: Знание, 1981. - С. 54-97 7. Горшков А. И. Русская словесность. М: Дрофа, 2000 II. К анализу стихотворения. Вопросы методики. 1. Вейдле В. О любви к стихам // Литературная учёба. - 1990.-№6.-С. 146-152 2. Гумилёв Н. Читатель // Гумилёв Н. "Когда я был влюблён:" - М: Школа-пресс, 1994.- С. 43-46 3. Дементьев В. Грани стиха. М: Просвещение,1988 4. Львова С. И. Уроки словесности. - М Львова С. И. Уроки словесности. М: Дрофа, 1996 5. Приходько В. А. Постижение лирики.- М: Высшая школа,1986 6. Сидоров Е. Теченье стихотворных дней - М: Просвещение, 1988 7. Чичерин А. В. Сила поэтического слова.- М: Советский писатель, 1985 8. Эткинд Е. Два "движения" - две эстетики // Литературная учёба.- 1990 - №6.- С. 155-157 III. О серебряном веке русской поэзии 1. "И век серебряный, как месяц молодой" Методические рекомендации учителям. Калининград, 1990 2. Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии. В 2 частях. - М: ВЛАДОС, 1999 3. Мандельштам О. Э. Слово и культура. - М: Советский писатель, 1987. 4. Осетров Е. На рубеже веков // Русская поэзия ХХ века. Дооктябрьский период. М: 1986.- С. 5-24 5. Поэтические течения в русской литературе конца 19 века - начало 20 века. Литературные манифесты и художественная практика. М: высшая школа, 1988 6. Серебряный век. Поэзия. Сборник стихотворений, критических статей.- М: АСТОлимп, 1996 7. Се6ребрянный век русской поэзии. Хрестоматия М: ЛОКИД, 2001 8. Тагер Е, Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия. (1908-1917) // Тагер Е. Б. Изображение работы. -М: Советский писатель, 1988. - С. 344-467 9. Тагер Е. Б. У истоков ХХ века // Там же, с. 284-314 10. Федотов О. Сонет Серебряного века. // Сонет серебряного века. - М: Правда, 1990. © Copyright: Лариса Леник Невельчанка, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|