Как и зачем создаётся информационный шум
Вчера посвятила пол дня исследованию одной, давно занимавшей меня проблемы - зачем гонят вал из 200 тыс. единиц книжной продукции в год?
И книжные магазины, и уличные развалы заполнены огромным количеством как глянцевой продукции, так и всевозможными книжками в твёрдых (дорогих) переплётах и на очень хорошей бумаге. По большей части это, извините, дребедень, которую редко кто берёт в руки. Глянца слишком много, да и поднадоел уже порядком, потому и редко покупают, а книжки "под сурьёз" - это гладкий, но скучный или вторичный, как правило, материал, не несущий никакой художественной ценности, равно как и познавательной (бульварную литературу пока вообще оставим в стороне, сейчас речь о другом ). Огромное количество переизданий, чаще зарубежных авторов так называемого второго ( и третьего ) ряда прошлого, переизданные по пятому разу тусклые книги "победителей" многочисленных конкурсов .. И всё это - под маркой "серьёзная литература"!
Казалось бы, ну и что? Торгуют и торгуют себе, нет прибыли - их дело.
Но дело, на самом деле, совсем в другом. Эту псевдолитературу выпускают издательства большими тиражами на целевые бюджетные деньги, специально выделенные на издание как раз "серьёзной" литературы. Себестоимость подобных изданий невелика - она равна почти что цене бумаги. Пролежав на лотках и книжных полках положенный срок, эту "литературу" сдают по бросовым ценам в макулатуру - специальные фирмы скупаются целые тиражи на вес - иногда сразу в издательстве, на книжном складе, которому всё равно куда этот датированный тираж девать. Главное, вернуть деньги за бумагу, на остальное они уже себе наварили - поскольку гонораров, в данном случае, авторам и редакторам платить не надо. Но и это ещё не всё.
В чём же истинный смысл этого "бизнеса"?
Настоящая беда не в том, что бюджет датирует этот никому не нужный вал книжной продукции, а в том,что настоящим книгам, написанным хорошими современными авторами, места ни в книжных магазинах, ни на лотках уже не находится. Лотошники эти книги просто не берут, даже даром ( фальшиво оправдываясь тем, что на такую литературу "нет спроса", на самом деле. им строго запрещено хозяевами брать книги "вне списка" - с каждого автора книготорговля, помимо законной прибыли, должна снять свои пенки, и только так книги может попасть в действительно торгующую сеть ). А книжные магазины, если и возьмут пару книг хорошей прозы не "системного" автора, то поставят их на такую верхотуру,что ни один покупатель её там не найдёт.
"Лидеры продаж" - это очень дорогое удовольствие, за которое надо заплатить - издательству или самому автору, если он издаст книги за свой счёт...
Формально придраться в общем не к чему - у нас типо свобода слова и торговли. На практике же - жёсткий мононополизм, хорошо организованная блокада современной литературы талантливых авторов, литературы, которая не только развлекает и отвлекает от серых будней, но и учит читателя думать и понимать.. Конкурентов давят на корню, т.е. буквально на переплёте.
И правда, зачем такие книги современному человеку? А вдруг в этих книгах предпринята попытка сказать последнюю правду, найти истину? А вот этого как раз хамоватому хозяину современной жизни и не надо. Из думающего гражданина выходит плоховатый потребитель.
Пора развеять самый большой миф - о смысле досуга. Пустая бульварная литература. на самом деле, не только не даёт мозгу отдых, но и тяжело отравляет его,( как отравляет организм суррогатная пища), надолго выбивает из рабочей колеи.
Кто не верит, убедитесь сами: засекайте по часам, сколько секунд у вас уйдет на то, чтобы перемножить в столбик два трёхзначных числа в конце трудового дня, потом проделайте то же самое после прочтения детектива, ну к примеру, Дарьи Д (не худший вариант). Если время увеличится не более, чем в два раза. то это ещё хороший результат. А вот если в три и более...срочно бебите в библиотеку за хорошей книгой:)))
Античные люди ходили отдыхать, очищаться, испытывать катарсис, в театр, где далали "тяжелую" рок-трагедию великих античных авторов.
После чего с новыми силами принимались жить дальше. Сейчас, "адыхают" так: дико проржав два часа у экрана ТВ или в зрительном зале на спектакле современных смехачей, человек по сути становится душевно больным на какое-то время. Ведь это всегда смех взаймы... Потом обязательно наступит "похмелье" - депрессия. Заострите своё внимание на своём самочувствии на следующий день после ржача и вы всё поймёте... ( Есть старинная пословица: "Не смейся много, потом плакать будешь".) Ведь все ваши проблемы остались с вами - просто на пару часов вы о них слегка забыли.
Математика приводит в порядок голову, литература - всё остальное.
Но считать умеют сейчас только деньги, а "всё остальное" - по клише и штампам. Люди вообще отвыкают читать всерьёз, думать, часто даже не вслушиваются и не задумываются, когда у них что-то спрашиваешь, отвечают машинально. Специально в метро три раза у разных людей спросила (не очень громко, но вполне внятно: "Скажите пожалуйста, какой сегодня день недели?". Все три ответа были бессмысленно однотипны: два - "Нет, не выхожу", один - " Я тоже выхожу".
Другие статьи в литературном дневнике: