Гендерная провокация

Лариса Миронова: литературный дневник

Обратили внимание, что из нашего лексикона - в СМИ и речах публичных лиц - внезапно исчезло слово "человек"? Вместо этого говорят: пять людей, трое людей и т.д.


Но это не просто ошибка, которую вносит иноязычный редактор (а они сейчас во всех СМИ сидят на контроле), это уже что-то более серьёзное. - ломка русского языка на самом серьёзном уровне. Слово "Люди" - собирательное понятие, употребляется только в множественном числе, и никогда - в единственном. Когда-то оно, возможно, и существовало - во времена древне-славянского Лада - т.е. в форме один "людин" ("людына"="один человек" есть в современном украинском и в некоторых диалектах славянских языков), но в русском уже давно этого слова нет. Но здесь мы наблюдаем не возврат к старой форме - "один людин", или "одна людина", а к простому переносу неисчислимого (собирательного) понятия "люди", употребляемого только во множественном числе и потому не имеющего сочетания с числительными. "Один человек" заменяют словом "некто" и пр.


В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ ИМЕННО ЭТО И ПРОИСХОДИТ: при всех их заботах об индивидууме, отдельном человеке, они не имеют в языке слова, передающего это понятие (man - это не человек, а мужчина или биологическое понятие) . Они предпочитают употреблять слово "персона", что во французском вообще означает "никто", "никого". А ведь Горький изрёк: "Человек - это звучит гордо". Теперь он вообще никак не звучит. Что бы это значило?


То же самое относится и к слову "дети", это тоже собирательное понятие, с числительными не употребляется. Но опять же у нас стали говорить в СМИ, а за ними и все остальные: пять детей, десять детей. Нет, слово "дети", как и "люди" имело когда-то единственное число - "дитя", но оно считается устаревшим, к тому же, употреблялось только в смысле обозначения члена семьи:


"У Петрова семеро детей", к примеру, или в поэтической форме - "милое дитя" и др.


А как по-иному назвать отдельного маленького человечка? Детёныш, или по виду - медвежонок, волчонок - это у зверей, а у людей - ребёнок, соответственно - трое ребят, ребятишек. Или уточняя пол: трое девочек, трое мальчиков. Так что исчезновение привычной законной формы единственного числа связано, как это ни смешно, с проблемой толерантности: чтобы не уточнять пол: трое мужчин, трое женщин, пять девочек или семь мальчиков, стали ПРИНУДИТЕЛЬНО говорить "пять людей".


Но от такой толерантности скоро ум за разум зайдёт. Кстати, мало кто уже понимает, что это не одно и то же - ум и разум. Потому что в западных языках ум уже давно зашёл за разум, и остался там навеки: РАЗУМ или RAISON это рациональный рассудок. Другого понятия у них нет. А ведь рациональное мышление применимо в строго ограниченных пределах (здесь и сейчас), как и декартовы координаты - это не работает на больших расстояниях и предельных скоростях, где нужны интуиция, смекалка, божий промысел наконец... сиречь мудрость. Но всё это они отрицают.


Короче попали.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.10.2015. Гендерная провокация