***

Валентина Томашевская: литературный дневник

Смотрела в цикле "Литературные аллеи 2" фильм о Викторе Конецком.
Писатель, киносценарист ("Полосатый рейс"), капитан дальнего плавания.


Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде 6 июня (в один день с Александром Пушкиным!) 1929 года в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга.
С самого детства была предопределена связь с морским делом.

Провел подростком первый блокадный год в Ленинграде. Детям до 12 лет давали детский паек - 250 граммов хлеба, а после 12-ти лет - половину этого пайка - 125...


С 1945 по 1948 год Виктор Конецкий учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, затем продолжил учебу в Первом Балтийском военно-морском училище на штурманском факультете.


После окончания учебы служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. На МРС-823 (МРС – малый рыболовный сейнер. Это название объединяет большую группу рыболовных судов, различных модификаций, ведущих прибрежный промысел). Участвовал в перегоне судов по СМП (Северно-морской путь) из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики.


Побывал в плавании в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём.


Конецкий написал более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом.


Читала ранее романы-странствия Конецкого.
Эти книги создавались с 1969 по 2000 год и в их основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.


Надо будет прочитать романы-странствия по-новому.
Итак, "За доброй надеждой" в восьми книгах. Книга 2. Среди мифов и рифов.


Глава Корабли начинаются с имени.


"Судно – единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное. Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего".


Сегодня обратила внимание на такие мысли писателя:
"Смысл жизни судна – движение. Любое движение в пространстве есть беспрерывная смена обстоятельств и свойств среды вокруг. Чем сложнее существо, тем заметнее оно реагирует на притяжение Луны, влажность, холод и жару, плотность космических излучений, напряженность магнитного поля. И чем сложнее существо, тем таинственнее его связь с собственным именем. Имя влияет на человеческий характер и судьбу. И в этом тоже нет мистики".


Разгрузка в Сорри-доке (Англия). "Темза – рабочая река. Я еще не видел рек, которые работали бы так монотонно, непрерывно, привычно. Как здоровенная ломовая лошадь. Сколько она несет на себе судов, барж, буксиров, паромов… И все безропотно, без кнута, без окрика. Между болот. Под серым, дымным небом. Хорошая, добрая лошадь Темза. То длинно вздохнет приливом, то тихо выдохнет отливом".
Интересно, хороший слог, преданность странствиям.


Познавательно, интересно, не слышала ранее:
"Сказочные алые паруса, которые ждала Ассоль, несколько веков назад были обычными. Паруса старинных кораблей делались из алой или ярко-синей шерсти. Яркие краски помогали мореходам подбодрить себя, рассеять уныние серого моря и льдов, вселить во врагов страх.
И когда сейчас пересекаешь Северное море, видишь много маленьких рыбаков -частников. Их парусно-моторные суденышки раскрашены так же ярко, как ладьи предков. И паруса часто алые. Они хранят традиции и веселят себя красками чистого заката".


Прочитала, улыбнулась, согласна с писателем.
"Люди создали сотни наук. Науки помогают людям идти вперед. Одна из самых древних наук – история. "
Читаю далее.



Другие статьи в литературном дневнике: