Омар Хайям

Елена Лях: литературный дневник

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает. ***




Ф.К. на фоне Х.М. Пресс.-конф. През. РФ - http://www.vesti.ru/broadcasts.html?id=28801


http://ruso.prensa-latina.cu/



***************


Inicio
Куба празднует 55 лет со дня победы революции


Гавана, 1 янв (Пренса Латина) Куба празднует 55-ую годовщину со дня победы революции во главе с Фиделем Кастро и смотрит в будущее уверенно, обновляя экономическую и социальную модель общества.



Президент Рауль Кастро, выдающийся лидер повстанцев, которые 1 января 1959 года свергли правящий режим Фульгенсио Батисты, установленный в марте 1952 года, недавно заявил, что страна будет продолжать "без спешки, но без остановки, несмотря на некоторые замечания, сделанные с добрыми намерениями, и другие, таковыми не являющиеся".


Ни мы, так называемое историческое руководство революции, ни новые поколения позволят свести на нет все усилия и потерять заслуги и успехи революции, не будет места предложениям изменить существующие устройство общества, обрекая на страдания и нищету большинство населения, заявил он в парламенте страны.


Революционная Куба, предупредил он, никогда не станет использовать шоковую терапию, которую мы видим в богатой и культурной Европе, не позволим ввергнуть страну в состояние раскола и нестабильности, что, несомненно, послужит предлогом для интервенции против нации.


Утром 1 января 1959 года флот из четырех самолетов, с Батистой и его соратниками на борту, покинули столичный кампус Колумбия, главный военный объект в стране, направляясь в Доминиканскую Республику, где их встретил коллега Рафаэль Леонидас Трухильо .


Успешное наступление повстанческой армии во главе с Фиделем и Раулем Кастро, в бывшей Восточной провинции, и Эрнесто Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса, в центральной части страны, в Лас-Вильяс, стали знаком к свержению диктатуры, от рук которой погибли более 20 тысяч человек.



Фидель Кастро, приговоренный к 15 годам тюрьмы и амнистированный по причине народного давления, отправился в Мексику в мае 1955 года, откуда вернулся 2 декабря 1956 года на яхте «Гранма», чтобы начать борьбу за свержение тирана.


Правительство США гарантировало Батисте экономическую и военную поддержку с самого начала, обнаружив, что его судьба решена, и повстанцы пойдут вперед до окончательной победы.



Посол США в Гаване, А.Смит, сообщил 17 декабря того же года, что "Государственный департамент смотрит скептически на любой план или намерение с их стороны, чтобы окончательно остаться на Кубе".


В своей книге "Четвертый этаж" бывший посол признал, что "Соединенные Штаты дипломатически и ясно сказали президенту, что он должен покинуть свою страну".


Смит прокомментировал, что он порекомендовал "упорядоченную передачу власти", и Батиста, со своей стороны, начал маневрировать, чтобы гарантировать безопасный отъезд из страны и защиту интересов, которые он представлял, сформированной военной хунтой, которая всеми силами старалась не допустить победы Движения 26 Июля.



Однако так не произошло, как хотел Батиста. Исторический лидер революции сообщил 1 января из Сантьяго-де-Куба:



"Революция, да! Военный переворот, нет".



Кубинцы проснулись в первый день 1959 года, еще не зная, что диктатор украдкой покинул кампус Колумбия, хотя видели на улицах сияющие лица молодых революционеров, захвативших полицейские участки и правительственные учреждения.


Преобразился столичный пейзаж. Его описал один из журналистов следующим образом: город вышел на улицы, колокола звонили, с балконов и окон свисали кубинские флаги и красно-черное знамя М -26 (Движение 26 Июля), организации, которая привела Фиделя Кастро к победе.



Пока ликовала Гавана, Фидель Кастро с группой «барбудос» вошел в Сантьяго -де-Куба, и в своем первом выступлении после победы заявил, что "революция начинается сейчас, задача не будет легкой, путь вперед усеян опасностями и трудностями, особенно сейчас, на данном этапе".


Спустя полвека после этого предупреждения, в стране с большими трудностями но уверенно идет процесс обновления экономической и социальной модели, целью которого является: закрепить достигнутый прогресс и идти вперед с новыми формами управления, не отказываясь от пути социализма.


*******
Голые в городе
http://news.tut.by/world/381126.html




Гном р - купить
***************


После кубинской революции, в январе 1959 года, Фидель Кастро записал первое телеобращение к гражданам. Во время процесса к нему на плечо сел белый голубь и просидел там все два часа, что Кастро говорил. И если международная пресса охарактеризовала этот случай как символ мира, для многих кубинцев он нёс совершенно другую символику. В религии сантерия, распространённой среди чернокожих потомков африканских рабов, белый голубь олицетворяет божество Обатала, который слепил людей из глины — поэтому птица на плече оратора была воспринята как знак свыше.




Фидель, которому всю жизнь грозили санкциями и против которого применяли санкции начиная с эмбарго 1961 г., вот как реагировал:


– после того как в 2003 году Евросоюз очередной раз ввел против Кубы санкции, Фидель в ответ заявил:
«Куба не нуждается в Европейском союзе, чтобы жить и развиваться!
Группировка старых колониальных сил, исторически ответственна за работорговлю, грабежи и уничтожение целых народов!»
Тут же в Гаване был закрыт испанский культурный центр, где собиралась кубинская оппозиция.
А кубинскому МИДу Фидель запретил принимать у себя послов стран Евросоюза.


– далее, 1 февраля 2005 г. на Международном педагогическом конгрессе в Гаване Фидель заявил:
«КУБА НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЕВРОПЕ.
КУБА НЕ НУЖДАЕТСЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ.
МНЕ ВЕСЬМА ПРИЯТНО СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ НЕ НУЖДАЕМСЯ В ЭТИХ ЛЮДЯХ!»





8



В одессе С.Р.
h t t p ://www.russiapost.su/archives/15694





Смердяковщина
Слова либерала Смердякова из "Братьев Карамазовых" :
«Я желаю уничтожения всех солдат-с. В 12-м году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с». Демократичнее было бы, цивилизованнее! Да, вот, вечная беда: народец – дрянь! Мешается! «Русский народ надо пороть-с!»… «Я всю Россию ненавижу!»
Как это похоже на многие современные высказывания...Та же смердяковщина...
СМЕРДЯКОВЩИНА
- 1) в широком смысле - "теоретическая" и практическая деятельность, основным содержанием которой является предательство интересов своей страны; 2) концепция, согласно которой Россия сможет выбраться из кризисной ситуации и построить процветающее общество только за счет копирования опыта других стран и использования рекомендаций зарубежных специалистов. Сторонники С. пренебрежительно относятся к способностям и трудолюбию своего народа, к историческому опыту и традициям своей страны. (По имени Смердякова - литературного персонажа Ф. М. Достоевского, сожалеющего, что французскому императору Наполеону I в 1812 г. не удалось завоевать Россию).



CCРР 8.02
h t tp://andreikun.livejournal.com/8362.html


Лекция 1: Вестфальск мир
h t tp://slawa.com.ua/lichnocni/сергей-разумовский/1085-razumovskij-2014.html


№2 Нация и народ
h t tp://www.youtube.com/watch?v=Z56cxTC276o


№3 Громада и община
h t tp://www.youtube.com/watch?v=-QvHLhYdOXw


8
**************
Арктур
h ttp://chenneling.net/chennelingi/poslaniya-arkturiancev.html


????????????????????????????


Беседа между Фиделем Кастро и Фреем Бетто


Как сообщает агентство Пренса Латина, 16 февраля Фидель Кастро провел большую беседу с известным бразильским интеллектуалом Фреем Бетто.


Собеседниками были затронуты, в частности, темы международного положения, молодежных митингов, проходящих в разных частях мира.


Встреча состоялась в теплой атмосфере, характерной для дружеских отношений не протяжении десятилетий между лидером Кубинской революции и бразильским интеллектуалом.


***
Эта встреча представляется очень интересной!
Более тридцати лет назад впервые встретились команданте Фидель Кастро и монах-доминиканец фрай Бетто


(Книга Фидель и религия. Беседы с фреем Бетто
Перевод с испанского В. Спасской. М.: Издательство АО «Си-Мар», 1995, 382 стр.


h t tp://fanread.ru/book/6720814/?



***
Отрывок из книги «Фидель и религия. Беседы с фреем Бетто»
Фрей Бетто. Команданте, есть две концепции, которые довольно трудны для некоторых христиан: первая – марксистская концепция классовой ненависти; вторая – концепция классовой борьбы. Мне хотелось бы, чтобы вы немного сказали об этом.
Фидель Кастро. Существование социальных классов – это историческая реальность со времени первобытного коммунизма, когда люди начали скапливать
кое-какие богатства, обзаводиться землей и средствами, чтобы эксплуатировать труд других. Социальные классы, которые не существовали в эпоху первобытного коммунизма, когда практически все было общим, возникают как следствие самого развития человеческого общества. Затем начинает происходить расслоение классов, и вот среди известных обществ, о которых нас имеются больше исторических свидетельств, у нас есть Греция и Рим, которые даже ошибочно принимались за прототип демократии. <…>


Ни Маркс, ни марксизм не выдумали существование классов, не выдумали классовую борьбу; они просто в очень ясной форме проанализировали, изучили и доказали существование классов и углубились в этот вопрос, в эту историческую реальность. Они открыли законы, которые управляют именно этой борьбой и которые управляют эволюцией человеческого общества. Они не выдумали ни классов, ни классовой борьбы, так что нельзя приписывать это марксизму; во всяком случае, надо было обвинять в том историю, это она несет большую ответственность за проблему.
Так вот, насчет классовой ненависти – порождает ненависть вовсе
не марксизм- ленинизм, который не проповедует собственно классовую ненависть, он просто говорит: существуют классы, классовая борьба, а борьба порождает ненависть. Порождает ненависть и проповедует ненависть не марксизм-ленинизм, именно существование классов и классовая борьба.
Что в действительности порождает ненависть? Порождает ненависть эксплуатация человека, угнетение человека, сталкивание его на дно, социальная несправедливость – вот что объективно порождает ненависть, а не марксизм; марксизм говорит: хорошо, существуют классы, существует классовая борьба, и это порождает ненависть. Речь идет не о том, что проповедуется классовая ненависть, а о том, что объясняется социальная реальность, объясняется то, что происходило на протяжении истории. Это не призыв к ненависти, а объяснение существующей ненависти, когда люди начинают понимать, что их эксплуатируют. <…>


Если ты станешь изучать, например, революционную мысль на Кубе, идеи нашей собственной революции, тут никогда не произносилось слово ненависть. Даже больше, у нас был мыслитель огромного масштаба, исключительного масштаба – Марти. И Марти уже в семнадцать лет в документе под названием «Каторжная тюрьма на Кубе», в рассказе о своих страданиях и обвинениях против испанской республики, республики, которая возникла в Испании и ставила вопрос о правах для испанского народа, но отказывала в правах народу Кубы; которая провозглашала свободу и демократию в Испании, но отказывала Кубе в свободе в свободе и демократии, как было всегда, - произносит удивительные слова, как, например, когда утверждает: ни хлыст, ни оскорбления, ни звон цепей не смогли научить меня ненавидеть; примите мое презрение, ибо я никого не могу ненавидеть. В течение всей своей жизни Марти проповедовал борьбу за независимость, за свободу, но не проповедовал ненависти к испанцам.
Опыт Марти показывает, как можно проповедовать дух борьбы и борьбу ради завоевания независимости, не проповедуя ненависти к тем, кого он называл своими испанскими отцами; и я заверяю тебя, что наша революция глубоко проникнута идеями Марти. Мы – революционеры, социалисты, марксисты-ленинцы – не проповедуем ненависть как философию, не проповедуем философию ненависти. Это не значит, что мы чувствуем какую-то симпатию к системе угнетения и что мы не боролись против нее, вкладывая в это все силы; но я думаю, что мы выдержали высшую проверку, и она заключается в следующем: мы ведем упорнейшую борьбу против империализма, империализм совершал против нас всяческие агрессии и наносил нам всяческий ущерб,
и, однако, когда североамериканский гражданин приезжает в нашу страну, все относятся к нему с большим уважением, все оказывают ему большое внимание, потому что, действительно, мы не можем ненавидеть североамериканского гражданина, мы отвергаем систему, мы ненавидим систему. И в моей интерпретации, и, я полагаю, в интерпретации революционеров-марксистов речь идет не о ненависти к индивидуумам, а о ненависти к подлой системе эксплуатации, не о ненависти к людям.
Марти, например, ненавидел испанскую систему и поднимал народ на борьбу против испанской колониальной системы. Однако он не говорил о ненависти к испанцам, а многие кубинцы отважно и яростно сражались и умирали на поле боя.
Так вот, действительно, мы проповедуем неприятие системы, отвращение, ненависть к системе, ненависть к несправедливости; мы не проповедуем ненависти между людьми, потому что, в конце концов, люди – жертвы системы. Если надо сражаться с системой, ты сражаешься с системой; если надо сражаться с людьми, представляющими ту систему, которую ты ненавидишь, надо сражаться с людьми, представляющими систему, которую ненавидишь.
И я вправду считаю, что это никак не противоречит христианскому учению, ведь
то же, если кто-то говорит: я ненавижу преступление, не думаю, чтобы это запрещалось христианским учением; ненавижу несправедливость, ненавижу злоупотребления, ненавижу эксплуатацию. Осуждать преступление, бороться с преступлением,
с несправедливостью, с эксплуатацией, со злоупотреблениями, с неравенством между людьми – не думаю, чтобы это противоречило христианскому учению, чтобы это противоречило религии, и, скажем, бороться за права тоже, наверное, не противоречит религии, я не думаю этого; защищать справедливое дело – по логике религии, насколько я знаю, также не приводит к конфликту с нею. Но кроме того, мы несколько дней назад говорили о священной истории, так нам рассказывали, что были битвы даже на небе, среди ангелов, и уж если были битвы на небе, как не понять битв на земле.



Тпл/лег




Гуантанамо-5. За колючей проволокой
Освенцим ХХI века


Итак, на базе в Гуантанамо миграционный лагерь для возвращаемых нелегалов,
бежавших в США за «райской жизнью», был превращен
республиканской администрацией Буша-младшего в 2002 году – в рамках самопровозглашенной США борьбы с международным терроризмом –
в спецтюрьму, получившую название «Лагерь Гуантанамо Бэй» (Guantanamo Bay detention camp).
В нее без проведения надлежащих судебных и следственных мероприятий
помещаются сотни подозреваемых в терроризме, захваченных американцами по всему миру,
они могут удерживаться в спец.тюрьме бесконечно долго и без предъявления обвинений
(в т.ч. на основании показаний, данных ими под пытками;
при этом, чтобы заставить заключенных сознаться в том, чего они никогда не совершали,
их подвергают психологическим пыткам, изощренной обработке сознания).


В 2008 году Барак Обама в своей предвыборной речи обещал закрыть тюрьму, являющуюся «пятном на репутации страны»
и воспринимаемую во всем мире как «символ нарушения принципа верховенства закона».
В 2009 году, почти сразу после инаугурации (20 января),
он подписал распоряжение о ее расформировании и закрытии в течение года.
К тому же содержание тюрьмы, по высказыванию Обамы, – «экономически нецелесообразная мера».
Ведь спец.тюрьма в Гуантанамо официально признана самой дорогой в мире:
в год на содержание одного заключенного (по сообщению Рейтер) уходит более 900 тыс. долларов,
а всего на содержание тюрьмы – около 150 млн. долларов.


Однако тюрьма в Гуантанамо существует по сей день.
Администрация Обамы не может закрыть «спец.тюрьму для террористов»
из-за позиции конгресса США.

Конгрессмены опасаются, что в случае расформирования, закрытия тюрьмы в Гуантанамо
и передачи узников другим странам те могут оказаться на свободе,
а 80% из них (это аргументы конгресса) после выхода на свободу возвращаются к преступной деятельности,
часто занимая руководящие должности в крупнейших террористических группировках.


Поэтому большинством голосов конгресса была отклонена поправка к законопроекту
о расходах на строительство военных объектов на 2014 финансовый год.
Поправка предусматривала выделение средств на перевод заключенных из Гуантанамо в другие тюрьмы.
А 5 июня прошлого года нижняя палата конгресса США (Палата представителей), контролируемая республиканцами,
приняла законопроект о ЗАПРЕТЕ на перевод заключенных в другие тюрьмы.
По сути, этот закон свел на нет все усилия президента Обамы, идея которого состояла в том,
чтобы перевести заключенных в Йемен и таким образом подготовить возможность
закрытия скандально известной тюрьмы.


Правда, Обама на правах верховного главнокомандующего может своим указом закрыть тюрьму в любой момент.
Конституция США предусматривает такой вид официальных документов, как исполнительное соглашение,
которое подписывается лично президентом и не требует согласования с конгрессом.
Однако Обама не торопится…
Ведь, поскольку перевод заключенных в Йемен оказался невозможен (а президент не желает идти на конфликт с конгрессменами),
то с закрытием тюрьмы дальнейшая судьба узников становится неясной.
Почему? Большинство из них содержатся в Гуантанамо без предъявления обвинений,
а это значит, они не могут быть переведены в федеральные тюрьмы.
Да и конгрессмены убеждают Обаму: большинство заключенных после освобождения становятся законченными террористами.


С 6 февраля прошлого года в знак протеста против правовой неопределенности, нарушения прав человека,
плохих условий содержания под стражей и наказаний 130 заключенных тюрьмы (из 166) проводили голодовку.
Почти все из них – арабские граждане, захваченные за границей более 11 лет назад
(в Гуантанамо находится один россиянин – Равиль Мингазов, арестованный в Пакистане в 2002 году;
до сих пор официальные обвинения ему не предъявлены).


Заключённые Гуантанамо страдают не только от унижений, плохих условий содержания,
но и от физического насилия и пыток.
У них надзиратели отнимают личные вещи – одеяла, простыни, бритвы, книги, семейные фотографии;
люди мерзнут из-за экстремально низких температур, поддерживаемых на территории лагеря
(по сообщениям Russia Today со ссылкой на The Associated Press).
Побывавшие в тюрьме Гуантанамо рассказывают: если заключённый просит что-то у охранника –
бутылку воды или лекарства, – в камеру приходят люди и избивают его.
В конечном счёте узники просто перестают просить…


Узники содержатся в проволочных клетках 2,4 Х 2,4 м
(правда, "у них есть право на 15 минут": заключенные могут "размять ноги" два раза в неделю по 15 минут)…
клетки с бетонным полом, не защищающие от крыс, змей, скорпионов;
днем солнце сильно печет сквозь решетки, а ночью холодно
http://www.usinfo.ru/guantanamo.htm#


Заключенных заковывают в кандалы, металлические браслеты больно врезаются в кожу.
«Иногда нас приковывали к полу, соединив руки и ноги в одной точке.
Одного моего друга продержали в таком положении 15 часов».


В качестве наказания пленных сковывали(-ют?) цепями таким образом,
что они вынуждены были часами лежать, свернувшись в клубок.
А во время длительных допросов заключенных приковывали(-ют?) к металлическим кольцам, вделанным в пол…


Питание состоит из грязной воды и продуктов со сроком годности, истекшим 10 лет назад. Это приводит к истощению.


Чтобы добиться от заключенных покорности, их били (бьют?) дубинками
входящие в группу «Сил жесткого реагирования»
(иные находясь под воздействием наркотика).


«Я немного поплакал два раза. У меня отняли всё, полностью лишив меня человеческого достоинства».
«Психологические пытки были невыносимы…»
«Через некоторое время мы перестали требовать соблюдения человеческих прав, мы хотели прав животных».



…Первоначально в забастовке участвовало около 10 человек.
Руководство тюрьмы попыталось перевести узников, объявивших в феврале 2013 года голодовку, из общих камер в одиночные – без окон.
Это решение стало поводом для бунта заключенных, которые попытались дать отпор охранникам
с помощью кустарно изготовленных предметов.
К апрелю число голодающих увеличилось до 100…
Наконец охранники перестали передавать участникам голодовки бутилированную питьевую воду.


Телекомпания Al Jazeera опубликовала эксклюзивный военный документ
http://russian.rt.com/article/8808
в котором описываются детали голодовки в Гуантанамо и процедура ПРИНУДИТЕЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ.


В мае 2013 года вышла обновлённая «Стандартная операционная процедура для голодающих в Гуантанамо» –
инструкция, впервые выпущенная в 2003 году.
На 30 страницах детально описано, как следует обращаться с теми, кого перевели на искусственное кормление.
В частности, в документе указано, что в тюрьме имеются заключённые, участвующие в голодовках с 2005 года.
Во избежание массовых голодовок инструкция рекомендует изолировать голодающих друг от друга,
чтобы они не испытывали чувство солидарности
(так поступило руководство тюрьмы в апреле 2013 г.,
когда более 100 заключённых были переведены в отдельные камеры).


Голодающие подвергаются жестокой, бесчеловечной процедуре принудительного кормления.
Узника приковывают к стулу, чтобы ему не удалось оказать сопротивление или нанести вред себе и персоналу.
Надевают специальную маску, чтобы он не мог закусить или выплюнуть трубку –
тем, кому удаётся это сделать, силой разжимают челюсти.


Затем через нос вводится 61-сантиметровая трубка – до тех пор,
пока рентген или анализ жидкости не подтвердит, что она достигла желудка.
Иногда носовые трубки слишком большие и процедура проходит очень болезненно.
Кормление может продолжаться от получаса до двух часов.
Также заключённым вводят лекарства, длительный приём которых, как отмечают врачи, вызывает неврологические расстройства.
После кормления заключённых на час помещают в "сухую камеру" – камеру без водопровода,
чтобы убедиться, что они не вызвали у себя рвоту –
в противном случае они подвергаются повторному кормлению…


Два влиятельных сенатора – Ричард Дербин и Дайэнн Файнстайн, обратились с письмом к президенту США Бараку Обаме,
призвав его прекратить принудительное кормление заключенных спецтюрьмы Гуантанамо:
"Проблема голодовок связана с тем, что многие арестанты находятся в ситуации правовой неопределенности более десяти лет
и уже потеряли всякую надежду. Это должно послужить тревожным сигналом для всех нас".


Обама признал факт насильственного кормления заключенных, объявивших голодовку.
Однако нобелевский лауреат Мира заявил, что не хочет, чтобы "они… погибли из-за недоедания".
**


В шпагате Украина меж Европой и Россией.
Еще чуть-чуть – и раздерут за ноги пополам.
***


Как сообщает агентство Пренса Латина, 16 февраля 2014 г. Фидель Кастро провел большую беседу с известным бразильским интеллектуалом Фреем Бетто.


Собеседниками были затронуты, в частности, темы международного положения, молодежных митингов, проходящих в разных частях мира.


Встреча состоялась в теплой атмосфере, характерной для дружеских отношений не протяжении десятилетий между лидером Кубинской революции и бразильским интеллектуалом.


***
Эта встреча представляется очень интересной!
Более тридцати лет назад впервые встретились команданте Фидель Кастро и монах-доминиканец фрай Бетто



**
Отрывок из книги «Фидель и религия. Беседы с фреем Бетто»
Фрей Бетто. Команданте, есть две концепции, которые довольно трудны для некоторых христиан: первая – марксистская концепция классовой ненависти; вторая – концепция классовой борьбы. Мне хотелось бы, чтобы вы немного сказали об этом.
Фидель Кастро. Существование социальных классов – это историческая реальность со времени первобытного коммунизма, когда люди начали скапливать
кое-какие богатства, обзаводиться землей и средствами, чтобы эксплуатировать труд других. Социальные классы, которые не существовали в эпоху первобытного коммунизма, когда практически все было общим, возникают как следствие самого развития человеческого общества. Затем начинает происходить расслоение классов, и вот среди известных обществ, о которых нас имеются больше исторических свидетельств, у нас есть Греция и Рим, которые даже ошибочно принимались за прототип демократии. <…>


Ни Маркс, ни марксизм не выдумали существование классов, не выдумали классовую борьбу; они просто в очень ясной форме проанализировали, изучили и доказали существование классов и углубились в этот вопрос, в эту историческую реальность. Они открыли законы, которые управляют именно этой борьбой и которые управляют эволюцией человеческого общества. Они не выдумали ни классов, ни классовой борьбы, так что нельзя приписывать это марксизму; во всяком случае, надо было обвинять в том историю, это она несет большую ответственность за проблему.
Так вот, насчет классовой ненависти – порождает ненависть вовсе
не марксизм- ленинизм, который не проповедует собственно классовую ненависть, он просто говорит: существуют классы, классовая борьба, а борьба порождает ненависть. Порождает ненависть и проповедует ненависть не марксизм-ленинизм, именно существование классов и классовая борьба.
Что в действительности порождает ненависть? Порождает ненависть эксплуатация человека, угнетение человека, сталкивание его на дно, социальная несправедливость – вот что объективно порождает ненависть, а не марксизм; марксизм говорит: хорошо, существуют классы, существует классовая борьба, и это порождает ненависть. Речь идет не о том, что проповедуется классовая ненависть, а о том, что объясняется социальная реальность, объясняется то, что происходило на протяжении истории. Это не призыв к ненависти, а объяснение существующей ненависти, когда люди начинают понимать, что их эксплуатируют. <…>


Если ты станешь изучать, например, революционную мысль на Кубе, идеи нашей собственной революции, тут никогда не произносилось слово ненависть. Даже больше, у нас был мыслитель огромного масштаба, исключительного масштаба – Марти. И Марти уже в семнадцать лет в документе под названием «Каторжная тюрьма на Кубе», в рассказе о своих страданиях и обвинениях против испанской республики, республики, которая возникла в Испании и ставила вопрос о правах для испанского народа, но отказывала в правах народу Кубы; которая провозглашала свободу и демократию в Испании, но отказывала Кубе в свободе в свободе и демократии, как было всегда, - произносит удивительные слова, как, например, когда утверждает: ни хлыст, ни оскорбления, ни звон цепей не смогли научить меня ненавидеть; примите мое презрение, ибо я никого не могу ненавидеть. В течение всей своей жизни Марти проповедовал борьбу за независимость, за свободу, но не проповедовал ненависти к испанцам.
Опыт Марти показывает, как можно проповедовать дух борьбы и борьбу ради завоевания независимости, не проповедуя ненависти к тем, кого он называл своими испанскими отцами; и я заверяю тебя, что наша революция глубоко проникнута идеями Марти. Мы – революционеры, социалисты, марксисты-ленинцы – не проповедуем ненависть как философию, не проповедуем философию ненависти. Это не значит, что мы чувствуем какую-то симпатию к системе угнетения и что мы не боролись против нее, вкладывая в это все силы; но я думаю, что мы выдержали высшую проверку, и она заключается в следующем: мы ведем упорнейшую борьбу против империализма, империализм совершал против нас всяческие агрессии и наносил нам всяческий ущерб,
и, однако, когда североамериканский гражданин приезжает в нашу страну, все относятся к нему с большим уважением, все оказывают ему большое внимание, потому что, действительно, мы не можем ненавидеть североамериканского гражданина, мы отвергаем систему, мы ненавидим систему. И в моей интерпретации, и, я полагаю, в интерпретации революционеров-марксистов речь идет не о ненависти к индивидуумам, а о ненависти к подлой системе эксплуатации, не о ненависти к людям.
Марти, например, ненавидел испанскую систему и поднимал народ на борьбу против испанской колониальной системы. Однако он не говорил о ненависти к испанцам, а многие кубинцы отважно и яростно сражались и умирали на поле боя.
Так вот, действительно, мы проповедуем неприятие системы, отвращение, ненависть к системе, ненависть к несправедливости; мы не проповедуем ненависти между людьми, потому что, в конце концов, люди – жертвы системы. Если надо сражаться с системой, ты сражаешься с системой; если надо сражаться с людьми, представляющими ту систему, которую ты ненавидишь, надо сражаться с людьми, представляющими систему, которую ненавидишь.
И я вправду считаю, что это никак не противоречит христианскому учению, ведь
то же, если кто-то говорит: я ненавижу преступление, не думаю, чтобы это запрещалось христианским учением; ненавижу несправедливость, ненавижу злоупотребления, ненавижу эксплуатацию. Осуждать преступление, бороться с преступлением,
с несправедливостью, с эксплуатацией, со злоупотреблениями, с неравенством между людьми – не думаю, чтобы это противоречило христианскому учению, чтобы это противоречило религии, и, скажем, бороться за права тоже, наверное, не противоречит религии, я не думаю этого; защищать справедливое дело – по логике религии, насколько я знаю, также не приводит к конфликту с нею. Но кроме того, мы несколько дней назад говорили о священной истории, так нам рассказывали, что были битвы даже на небе, среди ангелов, и уж если были битвы на небе, как не понять битв на земле.






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.12.2013. ***
  • 05.12.2013. Омар Хайям