Каким он был часть 2. 5

Людмила Захарова: литературный дневник

Жизнь - река. Нет, течение реки. События, обстоятельства создают события, случаи, мы реагируем, принимаем или сопротивляемся этому, думаем, что принимаем решения, а жизнь продолжается и это движение, стремление называется тем, что длится во времени... как-то запутано. что ж... мы что-то делали или игнорировали, а время расставляло по местам. Зачем говорить, что мы были не правы. Мы были, мы жили, мы есть. мы будем. аз есмь.


- Тим, ........Коньяк и кофе. Ночь без сна. Мы заболтались на кухне.
- Я думал, что ты спишь... Когда есть возможность спать одному, я пользуюсь этим. Иногда я человек и просто устаю. Честно говоря, я первый раз был на этой даче без посторонних.
- Вероятно, запах всех изгнал... Ты лег отдельно, чтобы не подмочить свою-мою репутацию в глазах отца.
- Ой, не смеши! Бывало и по трое складывали в одну постель. Могли бы и вместе спать, но к завтраку выходить из разных комнат. Можно и с женой не спать, но выходить из одной комнаты. Просто этикет. Существующее положение вещей, как замужняя женщина рожает только от мужа. Кто и что понял или догадался, или подсмотрел не имеет значения, если об этом не заявлять. И ты, и я все будем отрицать, зачем кого-то, чье-то мнение допускать в святая святых?! Для этого существует духовник, литература, живопись. Общество принимает то, что мы показываем, а почему мы показываем конкретно эту вещь, это уже наш творческий выбор. Заметила, как желтая пресса сейчас создает "сенсации". Столько грязи придуманной, чтобы прикрыть зловоние или дыру в паркете... Любопытствуйте, господа, вас накажет случай. Никого не волнует, что чувствует человек, допустим, когда его ругает начальник, важно то, как он отреагирует. Все игра, условности. Внутреннюю свободу не изъять.
- Тим, а что имеет значение?
- Реализация наших скрытых побуждений. Чувства, которые мы испытываем наедине в пустой комнате. Только оставшись один, ты вновь и вновь переживаешь, перечувствуешь испытанное, наслаждение продлевается, аккумулируется, наступает осознание счастья умом, то бишь и есть познание радостей жизни, равно как и горестей, кстате.
...........


- Я по звонку встретилась с каким-то дядькой в Моссовете, тут же на подоконнике написала заявление с просьбой помочь-ускорить, бумажка получила ход аж через Верховный совет. Я уж и забыла об этом, и вдруг из жилотдела письмо о том, что принято распоряжение об отселении меня с сыном "без снятия с очереди". Если бы в народе знали законы, скольким разведенцам удалось бы не только сохранить лицо, но и без ущерба для психики завести новые семьи, детей народить. Вот кому это мешает?!
- Понимаю отца... Мне показалось, что он был готов сделать тебе предложение, если бы не ждал назначения в спокойную страну... И стишок, кстате, не самый лучший, тоже по звонку напечатали? Я очень удивился, у тебя же есть серьезные вещи.
- Есть... Но кто бы читал и зачем? Кто меня допустит к кормушке? Сам литконсультант за десять лет один раз тиснул четверостишие, а я его хорошо знаю по семинарам, там такая техника, стройность, гармония в венках сонетов, что зачитаешься... Сочетание формы и вдохновения просто идеальное.
- Все сейчас рушится, подковерные игры и идеологическое давление на творчество закончатся. Уже сейчас картины продать легче, выставку организовать проще. Допущен - не допущен - сам решаешь, что выставлять. Мне дышится легче, только краски, кисти, холст - уже не знаю где искать?
- Не знаю, не знаю... Ступор какой-то во всем. Как автору чувствовать ценность написанного, нужность? Если некому читать? Как художнику понять, что это хорошо?..
- Слушай, это же совсем просто. Вкус или есть, или его нет. Я или олух, или творец. Я ощущаю себя творцом, я самый жестокий критик для себя. Нас не пугает полное одиночество, нам есть чем заниматься. Нам не хватает времени и пространства, заботы о насущном, конечно, тяготят и уже начинают раздражать. Избыток душевных сил выплескивается на картины, с которых ты смотришь на меня. Я не расстаюсь с тобой, веришь?
- Я не тебе верю, а в тебя, твое предназначение. Мне также хватает, что я читаю тебе с горячего листа, остальное в стол, совершенно некоммерческая лирика. Я дилетант, а ты профи... И знаешь, столько личного вкрадывается в строки, что я стыжусь делиться этим дома. Хотя мой брак с интересным человеком, и брак по интересам. Нам не скучно, не пресно за вечерним чаем. Столько дел, событий, новостей. Совершенно невыносимо, уложив детей, с чашкой чая глазеть в окно, не перекинуться с тобой словом, не позвонить. Люблю уединение, но не одиночество. С ним я отвлекаюсь от грустных мыслей о несбыточном, что-то неладно в этом миропорядке. Цельности нет. Рассеянность, разбросанность, разрозненность, разбитость...
- Интенсивная светская жизнь утомляет, Аля, поверь... Твое всепонимание создает очень комфортную атмосферу, к сожалению для всех. А тебе, надо полагать, так было комфортно только с моим отцом, хотя он из другого теста, из мира реальности, вещей, связей, взаимных услуг. Это удобно, полезно, правильно, разумно, но это еще не все, что нужно нам... Нам это тоже, конечно, нужно, все мы люди живые... Но нам удобно стоять на этом, чтобы дотянуться до звезд. Но и без этого всегда были и есть люди, устремленные к непознанному. Тебе станет страшно, когда ты поймешь, как нас мало, нас - белых ворон. Мудро... Я теперь понял, почему он настоял, чтобы я съехался с его тещей, бабушкой моей... - Тимей рассмеялся до слез. Алиса отстранилась от мольберта, ждала.
- ... чтобы мы с тобой не наделали глупостей. В нашем доме слово - художник - ругательное. Я его вычислил. Он все просчитал, разведчик, однако... Не хотел, чтобы ты мучилась со мной. Творческая пассионарность! Грамотно. А я не заблуждался, чувствуя, что ты больше, чем просто жизнь моя... Душа моя! Мое продолжение, рука, нога, сердце... Держи, держи кисть, все-таки акварелью работаешь, Аля!
- Что это, Тим? Земля дрожит.
- Танки. Опять танки... Я к машине, фотик возьму, а ты... Ты не зевай, все растекается, промакни, а то раскиснет бумага, - много желтого взяла.
- Осень же...



Другие статьи в литературном дневнике: