80 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной

Игорь Лебедевъ: литературный дневник

10 апреля исполняется 80 лет со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной — русской поэтессы, писательницы, переводчицы, одной из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье крупного государственного служащего и переводчицы, сотрудницы КГБ. В ней смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Родители Беллы были занятыми людьми, воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.
В годы войны Белла проживала в Казани у бабушки по отцовской линии. После окончания войны она вместе с матерью вернулась в столицу и поступила в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы. Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.
Первые ее стихи появились в школьные годы, тогда же она стала посещать занятия столичного Литобъединения. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через два года поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Однако Белла не отчаивалась и планировала связать свою жизнь с литературой, хотя родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму) она была отчислена из вуза. Ей удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре С. Смирнов, главный редактор газеты, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.
Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.
Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968 году. Через год появилась ещё одна книга стихов, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники произведений - «Метель», «Стихи», «Свеча», «Уроки музыки», «Тайна», «Сад» -следовали один за другим.
В 1970 годы Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Она переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.
Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.
В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».
В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001 году она подписалась под письмом в защиту канала НТВ.
Белла Ахмадулина снималась и в кино – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». В фильме «Живёт такой парень», автором сценария и режиссёром которого был Василий Шукшин, Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.
В картине «Спорт, спорт, спорт» режиссера Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.
Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются в фильмах довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. В фильме Э. Рязанова «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на ее стихи «По улице моей который год…», положенная на музыку композитором Микаэлом Таривердиевым и исполненная Аллой Пугачёвой; в «Жестоком романсе» героиня Л. Гузеевой поёт «А напоследок я скажу», романс на музыку А. Петрова. Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».
Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делали ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи являлась бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяла своими ценностями и смыслами.
Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. «Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица… Она завораживала. В ее поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…», - так писал о ней Е. Евтушенко. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяли своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е годы, Ахмадулина говорила об обманчивой легкости этих выступлений: «По грани роковой, по острию каната».
Белла Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила «Любовь и есть отсутствие былого», – написала она как-то в одном из стихотворений. Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях. Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко. С ним она познакомилась еще в Литинтституте. Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей. Затем она вышла замуж за известного писателя Юрия Нагибина. Вместе они прожили с 1959-го по 1968 год. Но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.
Очень коротким и гражданским был ее брак с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета.
В 1974 году Белла Ахмадулина познакомилась с художником, скульптором и театральным художником Борисом Мессерером. Они прожили вместе более тридцати лет.
Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Её смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.
«За заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы» Ахмадулина была награждена орденами и является лауреатом Государственных премий.
В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле — месяце рождения Ахмадулиной.
В сентябре 2013 года в городе Тарусе был открыт памятник Ахмадулиной.
В ноябре 2014 года памятник был открыт в городе Москве.


http://www.kstu.ru/article.jsp?id=1821&id_e=83275




Другие статьи в литературном дневнике: