Я раздаю советы авторам

Ермилова Нонна: литературный дневник

Когда я читала в издательстве "самотек" рукописей, я все время хотела написать некоторое полезное руководство для их авторов. Но душевных сил не хватало. А сейчас мне надо было ответить на вопросы интервью для Шоу-писателей и там как раз оказалась тема советов "авторам от автора". Делюсь наболевшим, не дожидаясь публикации интервью:


"Какой совет помог бы Вам в начале писательского пути? Что бы Вы порекомендовали нынешним новичках?


Мне помог бы совет не принимать за чистую монету обещания, на которые так щедры бывают многие люди, от которых в тот или иной момент жизни, как кажется, зависит судьба вашего произведения и ваша творческая судьба. «Разве можно верить пустым словам балерины!» - гласит известный городской идиоматический оборот, помогающий запомнить названия улиц в бывшей слободе Лейб –гвардии Семеновского полка. Но всякому доверчивому автору, начинающий он или нет, его стоит взять на вооружение буквально, и трезво оценивать серьезность, надежность и честность человека, берущегося решать судьбу вашей рукописи.
Как раз такой совет дает один из героев популярной серии книги Софи Кинселла о Шопоголике. «Эти люди… Не стоит верить каждому их слову. Они любят очень много болтать. Это повышает их собственную самооценку. И когда они что-то обещают, то и сами в это искренне верят. Но когда дело доходит до денег…Я просто не хочу, чтобы вас постигло разочарование».
И если приходится искать поддержку – искать ее у единомышленников.
Что же касается рекомендаций начинающим авторам, мне хотелось бы поделиться с ними небольшим секретом сценарного мастерства, которому научили нас преподаватели на кафедре кинодраматургии ВГИКа. Правило это заключается в том, что надо писать о том, что сам хорошо знаешь, иначе написанное получается фальшивым и пустым. За редким исключением, если вы не визионер, подобно автору «Розы мира» Даниилу Андрееву.
Начинающему автору можно еще дать простой и даже казалось бы банальный совет: читать много классической, общепризнанной литературы, чтобы понимать как должен строится сюжет, каким должен быть литературный язык, что такое авторский стиль. Наконец, это необходимо для того, чтобы иметь возможность увидеть ошибки, неточности, изъяны своих творений. Чтобы исправить их и преодолеть. К сожалению, многие самодеятельные авторы не видят и не понимают своих ошибок, даже когда на них указывает редактор, потому что действительно не владеют критериями, определяющими качество литературного текста, что, увы, и следует из их необразованности в литературном плане.
На мой взгляд, хорошо бы еще, чтобы начинающий автор избежал искушения свести на страницах своего произведения личные счеты с неприятными для себя людьми на страницах своих произведений – самовлюбленность и мстительное торжество автора очень легко считываются читателями и вызывает либо смех либо отторжение. Автор должен быть чист душой и благороден.
И еще – начинающий автор должен быть щедр и добр по отношению к своим героям и своему читателю, равняясь на гениальную пушкинскую щедрость в его прозаических произведениях.
Помните, как писала о «Повестях Белкина» Анна Ахматова: "Пушкин, наверно, не хуже нас знал, как кончалась любовь барчука к крепостной девке... знал, что Дуня, несомненно, должна была мести мостовую с «голью кабацкой»... и что героине «Метели», обвенчанной неведомо с кем, предстояло влачить одинокие дни. ... Пушкин видит и знает, что делается вокруг, он не хочет этого. Он не согласен, он протестует и борется всеми доступными ему средствами со страшной неправдой. Он требует высшей и единственной Правды...»
Стоит и начинающему автору избегать трагических развязок. Он может вернуться к ним в зените своего творчества, потом. Если захочет.
И уж если речь зашла о Пушкине, то самое время вспомнить и эти строки: « Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца».


Какие темы, по-Вашему, наиболее популярны у начинающих авторов?


Проработав несколько лет редактором-рецензентом в одном из петербургских издательств, я могла бы написать об этом целое исследование, что возможно, когда-нибудь и сделаю. Но пока я ограничусь несколькими строками.
Произведения значительного числа авторов сегодня я бы объединила под общим названием «Семейный альбом». Это могут быть мемуары, назидательные сказки, стихи для детей или внуков, рассказы о любимых животных. Это не литературные произведения, потому что в них нет ничего из того, что литературным художественным произведениям присуще – значимость для большого круга читателей, красота и индивидуальность стиля, интересный сюжет, художественные обобщения, «сгущения реальности» и т.д. Но эти произведения, конечно, при условии, что их основной посыл «разумное, доброе, вечное», тем не менее, появляются на свет не напрасно. Записанные для семейного архива и сохраненные для детей и внуков, они будут передаваться из поколения в поколения и могут стать поистине бесценной семейной реликвией.
Большое число авторов сегодня обращаются к тому, что можно было бы назвать «фантастикой», если бы не было на свете таких великих мастеров этого жанра, как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Клайв Стейплз Льюис, Александр Беляев, Роальд Даль, Джон Рональд Толкиен, братья Стругацкие, Станислав Лем, Ян Потоцкий… да что там, к русским фантастическим произведениям можно отнести романтические рассказы Жуковского, Одоевского, Погорельского, отдельные произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, и конечно произведения Булгакова – их соотносят с «магическим реализмом», а примерами самого настоящего фольклорного фэнтази в живописи, еще до оформления фэнтези в отдельный жанр, уже были картины Михаила Врубеля, Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
Я люблю фантастику, научную и магическую, и романтическую больше всего, но мне категорически не нравилась та фантастика, которую присылали авторы – она была словно лишена живой человеческой души, страдающей, сострадающей, любящей, готовой на подвиг и жертвы. Что еще страшно, эти произведения напрочь были лишены юмора и иронии. Я никак не утверждаю, что вся фантастика обязана быть забавной и поучительной, не утрачивая при этом изящного ироничного тона, как у Генри Каттнера, но ведь и великий Станислав Лем, мастер «феномена соляристики», написал великолепные «Дневники Йона Тихого». Сюжеты же присланных в редакцию произведений, наверное, в замещение всего «человеческого» изобиловали такими страшными и мерзкими выдумками, что хотелось скорее напрочь выбросить их из головы. Для меня удивительным открытием было и то, что графоманы от фантастики, наверное, самые плодовитые в мире – они могли присылать свои произведения в виде неподъемных бумажных «кирпичей». Слова в предложениях, как будто складывались в какой-то смысл, но уловить общее направление этих слов и предложений было трудно, словно это был какой-то специальный узор из букв, набитый на листах бумаги.
Есть и еще, к сожалению, одна разновидность авторов, и совсем немалая. Большое число авторов, пишут и обращаются в редакции издательств в надежде на легкий заработок, не подозревая, что заработок настоящего писателя не может быть легким никогда. Среди них встречаются выпускники так называемых творческих вузов, которые даже и не скрывают того, что видят в писательском труде низкое ремесло и присылают в одном пакете все сразу – и подростковую повесть и дамский роман и славянское фэнтэзи.
Я так много пишу о плохой литературе, потому что хочу изо всех сил предостеречь начинающих авторов от нее. И я совсем не имею ничего против того, чтобы писатель зарабатывал деньги своим трудом – когда мне и самой это удается, я искренне этому рада. Но я помню замечательные слова сказанные мне в интервью писателем и издателем Александром Житинским, которого считаю одним из лучших современных авторов, и всем молодым литераторам советую их взять на вооружение: «Если ты хочешь что-то такое выразить, должен написать это как бы для себя. И потом, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Когда рукопись уже есть. Когда рукопись сделана своею душой, тогда посмотришь, продал – так продал. Не продал – так не продал. Но изначальный посыл должен быть нематериальный».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.02.2019. Я раздаю советы авторам