Памяти русского Леонардо Николая Львова

Ермилова Нонна: литературный дневник

Архитектор Николай Александрович Львов, "русский Леонардо" - один главных героев моей повести "Посланник".
К этой повести я пишу сейчас "архитектурные комментарии" и вот фрагмент одного из них.


15 мая ( 4 мая по старому стилю) родился один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения, архитектор Николай Александрович Львов.


Ротонда – одна из излюбленных архитектурных форм в творчестве архитектора Николая Львова. За свою творческую жизнь он создал множество храмов, в основу которых лег круг – как философский символ бесконечности.
Храм Воскресения Христова в усадьбе Львова Никольское-Черенчицы Тверского края, часовня Даниила Столпника на Василевой горе, церковь Великомученицы Екатерины («Львовская Ротонда») на Валдае – все они имеют классическую форму ротонды.
Кроме того, схожие по внешнему виду звонницы в виде бельведера, форма которого, по сути повторяет форму ротонды, венчают церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино и разрушающуюся Владимирскую церковь в усадьбе П.В.Беклемешева.
Свято-Троицкая церковь в селе Александровском, как она называлась после того, как была возведена в 1785-1787 годах на землях, принадлежащих генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, была выполнена архитектором Николаем Львовым так же в форме ротонды, снаружи окруженной колоннами ионического ордера.
Отдельно стоящая колокольня храма имеет вид четырехгранной пирамиды. На первом этаже находится помещение для крещения, на втором - звонница.
По замыслу ротонда символизировала храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, то есть символ Зерцала Петра I.
В народе за необычное сочетание форм храм получил название «Кулич и Пасха».


Наиболее известной святыней храма «Кулич и Пасха» является икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками).


Икона, удивительным образом найденная на берегу Невы передавалась из поколения в поколения в купеческой семье и затем была подарена
в часовню при Стекольном заводе. Летом 1888 года в это здание ударила молния. Часовня сильно обгорела, но лик Скорбященской Божией Матери просветлел, а на поверхность иконы прилипли грошики из стоявшей перед ней чаши для пожертвований.
Отмечают, что лежали там и золотые, и серебряные монеты, но украсили Царицу Небесную только простенькие медные грошики бедноты.


В советское время часовня была закрыта, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви она была передана в дар Свято-Троицкой церкви.
Село Арпачево, где находится церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с отдельно стоящей колокольней ( 1783 - 1791гг.), расположено в Торжокском районе неподалеку от имения архитектора Николая Львова Никольское-Черенчицы.
Необычайной формы колокольня, напоминающая маяк, получила название "Маяк Православия".
К сожалению, невероятной красоты архитектурное сооружение в настоящее время разрушается.

В запустении находятся и памятники имения и самого великого зодчего.
В 2016 году в честь 263 дня рождения архитектора в нижнем этаже церкви Воскресения Христова, где располагалась фамильная усыпальница Львовых, разгромленная после революции, была торжественно установлена памятная доска в честь " храмосоздателя Николая Львова и его супруги Марии Алексеевны Львовой" .


Нонна Ермилова "Архитектурные комментарии к повести Посланник".



Другие статьи в литературном дневнике: