Произошло то, чего я всегда особенно опасался: олимпиада по литературе уподобилась искусствоведческим олимпиадам: фактология, терминология, головной анализ по шаблону – и только. Ни света ума, ни струн души.
А ведь литература для школьника – это не просто вид искусства, а философия, психология, социология на школьном уровне, первая попытка вдумчивого размышления о жизни.
Конкретно эта олимпиада, о которой идёт речь в обращении Ирины Ушаковой к министру просвещения, – неумелый сплав зауми и примитива. «Коннотация», «коллизия»… И одновременно вопросы, которые уже содержат в себе ответы: «Какую функцию выполняют местоимения для передачи всепоглощающих чувств нежности и неоспоримой взаимной привязанности зайчика и волчка?» – очевидно, что как раз-таки передают «всепоглощающие чувства нежности и неоспоримой взаимной привязанности». Примерно так профессор принимает экзамен по физике у двоечника: «Сила тока измеряется в амперах, да?».
Отдельный разговор – стихотворение Линор Горалик. Кто в идеале участвует в олимпиаде по литературе? Хочется верить, что по-прежнему те, кто мечтают связать свою жизнь с филологией или словесным творчеством. Но волчок, зайчик и их совместная жизнедеятельность в норе не дадут раскрыться талантливому ученику. Глубоко мыслящему, много знающему школьнику в подобных стихах тесно. Талант, настроенный говорить серьёзно о серьёзном, растеряется в этой игре одряхлевшего постмодернизма, припудренного гламуром: всё в одну кучу – и зайку бросила хозяйка, и волчок укусит за бочок, и Иордан… И ни о чём по-настоящему, и ни о чём искренно.
Если составители олимпиад думают, что в русской поэзии последних десятилетий не о чем говорить, то пусть почитают балладу Юрия Кузнецова «Четыреста», или поэму Владимира Соколова «Пришелец», или стихи Светланы Сырневой. Вот в разговоре об этом будущий литературовед или писатель проявятся. Вот из этого и должны состоять олимпиады. Можем ещё много всего интересного и глубоко подсказать. Обращайтесь.
https://izborsk-club.ru/22004. "
Стихи предложенных Михаилом авторов...
- "ОПОРА
На дно своих скорбей глядят глаза
У тех людей с воздетыми руками,
Бичуемых ветрами и снегами,
Им даже слёзы вытереть нельзя.
Земные руки их напряжены,
Как будто небо держат над собою.
Они такими вышли после боя.
Никто не виноват. Окружены.
Но мёртвая земля прозрела вдруг,
И мёртвый воздух разорвали звуки:
«Они сдаются? Поднимают руки?
Пусть никогда не опускают рук!»
И тяжесть свыше снизошла на них,
Они кремнели, рук не опуская...
Из всех опор невидимого рая
Есть и такая — не слабей других".
- "Противостояние Марса
Над черной пропастью пруда,
над темным лесом и над степью
встает кровавая звезда
во всем своем великолепье.
Она царит, в сердца неся
и восхищенье, и усталость,
и перед ней природа вся
ушла во тьму и тихо сжалась.
И всякий маленький листок
молчал, и птица затаилась.
И каждый тихо изнемог,
еще не зная, что случилось.
Звезда! Ничтожны пред тобой
мои поля, мои дубравы,
когда ты луч бросаешь свой
для развлеченья и забавы.
И подойдя, что ближе нет,
как злобный дух на голос выпи,
ты льешь на нас разящий свет,
который днем из нас же выпит.
И мы молчим из нашей тьмы,
подняв растерянные лица —
затем, что не умеем мы
противостать, оборониться.
Мы тихо сжались, чтоб пришли
разруха, войны и неволи
и обескровленной Земли
сухая судорога боли.
Я не ищу судьбы иной
и не гонюсь за легкой славой:
не отразить мне свет ночной,
насквозь пропитанный отравой.
Но травы, птицы и цветы
меня о будущем просили.
И молча вышли я и ты
навстречу неизвестной силе".
"МОТЫЛЬКИ
И опять стемнеет. И, как встарь,
осветивший листья и кусты,
загорится матовый фонарь –
одинокий сторож темноты.
И притянут силой неземной
к средоточью мира своего,
мотыльков ночных безумный рой
закружится около него.
О, нерасторжима эта связь!
Спотыкаясь и в стекло биясь,
к фонарю стремятся мотыльки,
словно жизнь иная прервалась.
А внизу – гитары перебор,
парочки влюблённые стоят.
Но не слышит их крылатый хор,
страстью или ужасом объят.
Жители неведомых планет,
существа, не знающие нас,
бейтесь, бейтесь в одинокий свет,
будто в первый и последний раз!
Но рассвет, полнеба окропив,
тёмную разгонит синеву..
Крылышки усталые слепив,
мотыльки осыплются в траву.
Маленькие ангелы ночей,
падшие изгнанники небес,
спите под покровами лучей
в отрешённой гордости своей!"
" Осенняя оборона.
Сгинули ласточки и соловьи,
холодом веет от поздних восходов.
И на пустые дороги твои
яблоки падают из огородов.
Грозных рябин загорелись костры,
яростно светят из каждого сада
Блещут лопаты, стучат топоры,
словно бы строится здесь баррикада.
Лёг бы и ты в эту пору, уснул –
душу усталую больше не трогай –
но урожая торжественный гул
неумолимо висит над дорогой.
Что ж, разбирай подъездные пути,
люд угнетённый, но не покорённый!
Брюкву вытаскивай, тыкву кати
в общую цепь круговой обороны!
Полные бочки, тугие мешки,
вилы, сусеки, корзины, корыта –
всё выворачивай! Всё волоки!
Это – последняя наша защита.
Солнцем вспоённая, влагой земной,
тяжких трудов результат и награда,
крепко стоит за твоею спиной
полная жизни живая громада.
Наши леса не пропустят врага,
золотом блещут победно и ново.
И, упирая крутые рога,
в каждом дворе воцарилась корова"...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.