Бесполезная буква Ё...

Владимир Рысинов: литературный дневник

"Есть такой анекдот: «Бойтесь людей, которые в письме используют букву Ё. Если они до неё добрались, значит и до вас доберутся». В какой-то момент буква Ё оказалась на задворках клавиатуры, редкие пользователи вообще знают, как её найти в своём смартфоне и поэтому не заморачиваются, используя вместо неё сестру-двойняшку Е.
А зря. Совершённое преступление или совершенное? На каникулах мы передохнём или передохнем? Съели все или всё? Поём или поем?
Почему-то всех смущают точки над Ё, будто это что-то лишнее, но никто не задумывался отказаться от чёрточки над Й, хотя эта буква даже называется «и краткое» и появилась позже. А ведь на общем собрании Петербургской академии наук, где княгиня Екатерина Дашкова предложила ввести новую букву взамен сочетания «iо», рассматривали и другие варианты написания, например ;, ;, ;, ;. Вполне возможно, тогда у неё была бы совсем другая судьба…


Анекдот про букву лично от меня: «Почему у буквы Ё две точки сверху? Это шишки, ведь на неё всегда падает ударение».
Вы скажете: «Какая разница, мы же понимаем, что там надо читать Ё вместо Е? Мы же знаем, что имена Артем, Алена и Семен по-другому и не прочитать!» Многие так думали и до вас, однако оказалось, что со временем люди забывают, как правильно надо читать букву, если над ней нет «помогающих» точек.


Буква «ё» исчезла из написаний (а затем и произношений) фамилий: кардинала Ришельё (фр. Richelieu), философа и писателя Монтескьё (фр. Montesquieu), микробиолога и химика Луи Пастёра (фр. Pasteur), актёра Жерара Депардьё (фр. Depardieu), поэта Роберта Бёрнса (англ. Burns), физика Вильгельма Рёнтгена (нем. R;ntgen), британского политика Чёрчилля (англ. Churchill), поэта Афанасия Афанасьевича Фёта (нем. Foeth), математика Пафнутия Чебышёва и (в последнем случае даже с изменением места ударения: Че;бышев вместо правильного Чебышёв) и многих других. На прижизненных изданиях автора «Войны и мира» написано Лёвъ Николаевич Толстой, и домашние его звали Лёв, а к царю зверей это имя никак не относится. Неожиданно?


Именно из-за этого разночтения в 1942 году вышел приказ наркома просвещения РСФСР, который ввёл обязательное употребление буквы «ё» везде: в школьных учебниках, переписках, газетах. Это случилось потому, что карты местности, перехваченные у фашистов, оказались намного точнее наших: если рядом с линией фронта находилось село Берёзовка, то на картах и по-русски, и по-немецки значилась Берёзовка. А никакая не Березовка, как у нас. После того как Сталин узнал о дотошности фрицев и нерадивости русских спецов, был издан указ, согласно которому Ё стала обязательной и в газете «Правда», и в книгах, и в государственных документах. Ну и на картах, разумеется.
Потом, правда, на долгое время снова «забыли» про две маленькие точки, ради которых нужно было искать непопулярную литеру в типографии.


Очередной раз вспомнили про «недолюбленную» букву в письме Министерства образования и науки РФ от 03 мая 2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку», в котором предписывается обязательно писать букву Ё в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова, например, в именах собственных, поскольку игнорирование этой буквы является нарушением Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». Ну в самом деле, так легко Королёва Наталья может превратиться в Королеву Наталью, повысить статус, так сказать.


В некоторых издательствах используют знак ёпирайт – значок, указывающий, что в издании расставлены все точки над Ё. И в этом, на мой взгляд, есть смысл: буква Ё стала частью нашей истории и культуры, которую глупо игнорировать.
И до сих пор носители русского языка делятся на две группы по своему отношению к седьмой букве азбуки. А ты к какой группе относишься? Для особо дотошных, о которых анекдот в начале статьи, в нашей стране существует официальный Союз ёфикаторов России, который занимается борьбой за права «обесточенных» слов.


Это единственная буква, у которой есть отдельный день рождения – 29 ноября 1783 года, она уже 241 год пытается задержаться в русской азбуке. С чем я её и поздравляю".
https://cont.ws/@papinadochka/2954791


Добавки...


- "В интернете про это даже написано: «Использование точек в текстах и сообщениях может оскорбить или расстроить молодых людей, предупреждают лингвисты. Тинейджеры и те, кому сейчас около 20-ти — поколение, выросшее в эпоху мессенджеров и коротких сообщений, могут расценить знаки препинания, как грубость и пассивную агрессию».
Например, вы пишете мужу: Жду тебя дома.
Это прямая угроза. Жду И ТОЧКА, ТЫ ПОНЯЛ? ТОЛЬКО ПРИДИ СЕГОДНЯ!
Или вот: Жду тебя дома
В конце совершенно никакой агрессии, вы дома в мягком халате, ужин готов, вы в предвкушении встречи с любимым.
На все эти новинки жизни я таращу глаза, но, конечно же, не ведусь совершенно. А ещё я очень троеточия люблю..."


(с) Дарья Романова



- "Татьяна Соловьёва: "Культурное обезьянство. Вездесущий мат как признак колониальности"


Попалось в телеграме вроде забавное видео, на Сахалине медведь пробрался в пекарню и съел пирожки. Но дело не в медведе. Надо слышать работниц. Их двое или трое. Пишут на телефон. Они потом планируют показать семье как минимум, как максимум выложить в соц сети. Они заранее знают, что запись будет публична, это не скрытая съемка. И КАК они разговаривают и шутят. Мат перемат. И не просто мат. Там мат сразу после поминания Бога. Женщины не тюремщицы, женщины простые работящие, уверена хорошие люди, но это же дичь. Я в этом плане не пурист, русский язык люблю и даже мат у нас сильнейший, не зря его переняли, например, прибалты. Пусть, кстати, в сегодняшней геополитической обстановке вернут с процентами.


Это видео лишь как пример. Мата в фильмах и в общественном, немаргинальном, употреблении у нас не было даже в чернушные 90е, снимали дичь, но без мата, мат был, но в подворотнях. А сейчас мат вездесущ: в кино, на тв, в быту, в ресторанах, на Патриарших и в Котельниках, да даже в семьях. И эта тенденция четко связана с тв и кино, а соответственно с теми, кто делает пропаганду и формирует культуру нации. Это системная вещь, вручную настраиваемая, и слизываемая методично с англо-;саксонской культуры с конкретными целями.


В США и Британии мат давно стал нормой в кино и тв. В 19 веке даже слово bloody считалось ужасным ругательством, а сейчас это даже художественно. Мат давно и прочно легализовали на тв и в фильмах. После 9 вечера уже не запикивают ничего, кроме c*nt. В обычном общении мат тоже везде. Даже в офисах.


Но в России держались долго, повторю, даже в 90е на тв и в кино не было. Я отследила момент, когда мат стал привычен в масс медиа. Началось в конце 10х со стэндаперов, этих хрюш-;повторюш американцев с прожарками, все эти «я твою маму…». Это же всё совершенное обезьянничанье, прямая калька с англо-;саксонской низовой культуры смеха. Причем не фольклорно низовой, а именно классово низовой, а это дугой окрас, не отрывный от политико-;социо-культурного контекста, который в каждой стране свой. У британцев есть низовой фольклор, и он другой. И общеупотребимый мат у британцев - это тоже импорт из США. В русской культуре тоже был низовой пласт в жанре фольклора. Или в жанре кулуарности, грубо говоря «тусовки», например, матерные стишки великих поэтов, предназначенные для узкого круга. Именно в этих жанрах этому всему и место. А так мы целомудренный народ по своей культуре. Даже до сих пор. У нас ведь нет своих слов не медицинского и не обесценного характера для названия интимных мест и процессов.


Всё, что слизано, чужеродно внедряемое – это всегда смотрится нелепо, кургузо, смешно. Взять тот же рэп в России. Рэп не отделим от политики, культуры, классовой системы США и частично Британии. И там это органично. Когда же отечественные хиляки из советских спальных районов пытаются изображать тёрки и манеры рэперов африканского и карибского происхождения из Бронкса или Брикстона, это, не побоюсь импортного слова, - кринж, от которого подворачиваются пальцы ног. Нет, есть в России примеры неплохого рэпа, ассимилированного, без дешевых понтов, тверка, с хорошими талантливыми текстами, мы как культура можем переработать всё, но так не должно быть. Мы должны рождать. Стили. Направления. Пласты. А не только перерабатывать кальки.


Ну просто представьте обратную кальку, завязанную на политико-;социо-культурный контекст исключительно российский. Возьмем блатной шансон. Черный парнишка из Бруклина пишет музыку и тексты вроде блатняка, что-;то там гундосит с акцентом про владимирский централ и идет в тату салон накалывать звезды вора в законе. Ну представьте? Обхохочешься. Клоунада. Но почему-;то в отношении себя мы этой нелепости и обезьянства не видим.


Но вернемся к мату. Сейчас в России с ним развернулись на широкую ногу. В кино мат повалил, начиная с качественных и хороших сериалов 2019 года – «хорошая женщина» и «шторм». Ровно с этих двух сериалов и пошло-;поехало. Мат без цензуры, без запикивания, без эвфемизмов в качественной кинопродукции. Теперь фильм или сериал считается не острым, не злободневным, если там нет мата.


Смотрела одним ухом какой-;то проходной недавно, «мерзлая земля», полно сцен, где мать, Ходченкова играла, матерится при дочери подростке и дочь матерится при матери. Представляется как норма общения внутри семьи. Мне это дико видеть. Да, это тоже совершенная калька с Голливуда, там давно уже политика партии изображать подростков непременно трудными и грязноротыми, формируя соответственное в реальности. И как эта калька чужеродна нашей культуре. Помимо чужеродности - это как будто просмотр порно с семьей. Потеря интимного стыда. Ведь мат — это вербализация секса в том числе. Сообща матерящиеся родители и дети — это совершенно чудовищный изврат.


Приведу пример и с точки зрения эстетики, а не только морали. Например, есть город. Большой, благоустроенный, красивый, но в нем есть район с еще не снесенными, допустим, бараками 30х годов, все обшарпано, обветшало. На контрасте с чистым благоустроенным городом смотрится живописно, экзотично и даже в протекающих трубах и лужах можно найти очарование. Но представьте, что весь город, каждая улица такая. Как это будет выглядеть? Это будет выглядеть разрухой, беспросветностью и грязью. Или, допустим, какой-;то стиль суб-;культуры, например панки, нарочитая неряшливость и прочие атрибуты смотрятся вызовом и остротой на молодых, молодость и свежесть покроет всё. А наряди так население всех возрастов и прослоек небольшого города – и получится ожившая картина Босха. Так и с матом. Как только с него снимается табу, рамки, закрытость, он становится общеупотребимым, - это разом словесная разруха и помойка везде. И эта словесная помойка невероятно заразительна. Как палочка коха. И кому-;то очень нужно, чтобы были не только бактериологические вирусы, но и языковые.


Не материтесь пожалуйста, это похабщина. Когда разово, от невербализуемых эмоций, понятно. Но когда мат становится частью быта, частью вашего словесного образа, стиля, - это как будто у вас постоянно рваная грязная одежда, колтуны, перегар и запах немытого тела. Я понимаю, ситуации разные бывают, и даже мне иногда хочется крепко выразиться, но русский язык на них так богат, что можно подобрать литературное слово, которое будет в сто раз мощнее мата.


А если вы считаете себя хоть немного христианином, то в православии мат — это призыв бесов, ведь ряд матерных слов происходят из языческих культов. Вы точно хотите бесов к себе вызвать? Прям прямым рейсом без пересадок в 2023 году? Вы отважный и бессмертный? Это же касается увлечения эзотерикой, разгул которой тоже превосходит 90е. Человек это прежде всего слово. Как он говорит, так он и думает, так и поступает, и живет, а самое главное - именно так он и отправляется в вечность.


Комментарий автора: 
Несколько моих личных замечаний по поводу сказанного.


1. Татьяна Соловьёва подняла актуальную тему, о которой почему-;то мало говорится. Но засилье нецензурной лексики - это лишь часть проблемы насаждения быдлячего поведения, которая оказывает влияние на всё общество и снижает его выживаемость. Как именно это происходит - отвечу на вопросы в личку. 
2. Не скажу про другие страны, но я точно знаю, что в Сербии проблема насаждения мата стоит ещё острее, чем в России. 
3. Во времена моего детства была такая поговорка: "Дураку палец покажи, он и над ним смеяться будет". Это предельный уровень тупости: есть палец - дурак смеётся; убираем палец - дурак перестаёт смеяться; показываем опять палец - дурак снова смеётся; прячем палец - смех снова прекращается... Многие наши (а наши ли они?) юмороподобные телепрограммы сделаны по этому принципу: есть в тексте слово Ж*ПА или подобные ему - быдло гыгыкает, нет слова Ж*ПА - быдло перестаёт гыгыкать; ещё раз сказали с экрана Ж*ПА - оно опять ржёт".



Другие статьи в литературном дневнике: