Курсы по писательскому мастерству. Анна Баганаева.

Лариса Малмыгина: литературный дневник


Письмо первое


создатель курса «Писать интересно», лайф-коуч Анна Баганаева


Здравствуйте, Лариса!
Давайте рассмотрим одно убеждение, которое прочно сидит в общественном сознании. Звучит оно примерно так:
Чтобы писать, нужно сильное вдохновение.


Без вдохновения настоящий автор не выдавит ни строчки, а если и выдавит, получится такая неловкость, что перед собой стыдно будет.
Поэтому настоящий автор ждет, пока его накроет благословенная волна, ждет неделями и месяцами, а пока не случилось – тоскует и страдает. Острое страдание и творческий голод выносить крайне тяжело, и автор убегает в важные взрослые дела: работу, рутину, воспитание детей.
Чем дальше автор удаляется от первого опыта творчества на вдохновении, тем меньше интереса к писательству обнаруживает в себе.


Поэтому книга как реальный проект не воплощается. Зато укореняется мнение о себе как о человеке неспособном или невезучем.
Откуда берется вдохновение и можно ли его удержать?
То мощное сладкое чувство, которое вы ощущали в самом начале, когда вас захватила идея о книге и когда вы писали первые страницы, было дано вам авансом, причем единоразово. Можно считать, что это был дар музы, можно – что высвобожденный потенциал. Это как вам больше нравится.


В любом случае аванс этот вы уже потратили (надеюсь, на благо своего творчества). И теперь вам нужно новое вдохновение зарабатывать, причем каждый раз заново.
Представьте, что вдохновение – это доверие важного для вас человека. А ваш творческий труд – способ доказать этому человеку, что вам можно доверять.
Придется действительно доказывать делом, что вы относитесь к писательству серьезно. Что книга для вас действительно важна. Что в огромном списке дел и задач писательство в приоритете.
Как это сделать
Сначала пожертвуйте ради написания книги чем-то несущественным, типа соцсетей или болтовни по телефону.


Затем отодвиньте что-то поважнее, типа генеральной уборки или помощи коллеге в его проблеме.


Потом рискните и откажитесь от чего-то очень важного – например от проекта, который бы принес вам деньги, или поездки, которая бы вас, несомненно, развлекла.
Докажите, что вы не сдадитесь страхам, сомнениям, трудностям перевода мыслей в слова, слова в предложения.


Садитесь писать и пишите, даже если вам не нравится то, что получается. Даже если получается не сразу. Даже если совсем не получается – продолжайте писать.
Не нужно вызывать в себе особенное состояние


Просто садитесь писать книгу, когда ловите у себя мысль: «Надо бы сесть за книгу». Просто не слушайте шепот лживого голоса: «Не сейчас, потом, завтра...» у себя в голове. Не сливайтесь с процесса, не предавайте себя и того парня, то есть вдохновение.


И оно придет, обязательно. Может, будет не таким ярким, может, будет длиться недолго. Но для вашего творчества и для книги в целом много раз по чуть-чуть лучше, чем единожды и феерично.
В следующих письмах я расскажу о том, как помочь себе в написании книги, как облегчить первые минуты работы над текстом, как избавиться от внутреннего критика и как подготовить пространство, которое будет вам помогать творить.
А пока ответьте на вопросы
Почему для меня важна моя книга?


Какие возможности откроются передо мной, когда я ее напишу и издам?


Ответы лучше запишите и перечитывайте почаще.


До встречи в следующих письмах!
Ваша навек, Анна Баганаева

Письмо второе


Здравствуйте, Лариса!
Дедлайн по-разному влияет на творческий процесс. Кому-то намек на сгоревшие сроки добавляет керосина в творческий огонь, тогда как другой в ситуации «скорее давай!» впадает в ступор.


Это вопрос личных качеств, однозначно. Однако есть наблюдение, что дедлайны хорошо влияют на тех, кто трудится за деньги, и не очень благотворны для чистых творцов.
Разница в ответственности. Копирайтер или журналист имеет обязательства перед заказчиком. Творец отвечает только перед самим собой.
Быть ответственным для других нам легче, ибо мы так воспитаны. И если вдруг мы чувствуем угрозу потерять деньги или расположение других людей, мы активизируемся, как те маньяки-рекламщики из кино, и начинаем выдавать на-гора огонь-креатив.


Но когда нет никаких сроков извне, когда никто не спросит: «Ну что?», когда единственный заинтересованный в результате человек – это вы сами, тогда работа в повышенном темпе и в режиме «соберись, тряпка» может плохо сказаться на состоянии автора.


Так можно выгореть, надорвавшись в самом начале. Или слиться от внутреннего Приказчика во внутреннюю Монголию и отказаться от творчества из-за духа противоречия.
Работа над книгой должна включать в себя отдых
Много отдыха.


Отдых – это не залипание в телефон, или в сериал, или в шопинг. Отдых – это пребывание в тишине, покое, прогулках, медитации, созерцании, размышлениях и других блаженных делах. В одиночку, что важно.
Выходите на природу, на улицу или в любое другое ресурсное место.


Кто-то ценит пробежки, кто-то баню, кому-то нужно просто побыть в тишине.


Пусть в это время работает (или, напротив, глубоко расслабляется) тело. А голова освобождается от дум про деньги, мыслей о рутинных задачах и переживания конфликтов.
Включите в расписание прогулки для творчества.


Без интернета, разговоров и покупок хлеба. И вы обнаружите, как в просветлевшей голове рождаются идеи для книги. Как возникает легкость в переключившемся теле. Как радостью наполняется сердце, когда вы, нагулявшись (належавшись, насидевшись) и надышавшись, начнете писать.
И если вам кажется, что у вас нет такой роскоши – времени, то попробуйте отключить на три часа перед сном свой телефон. Вы удивитесь тому, сколько успеете сделать для себя и своей книги за это время.
Ваша навек, Анна Баганаева



Письмо третье


Здравствуйте, Лариса!
Волноваться о том, как примут книгу читатели, – нормально. Бояться критики и не писать – печально. Быть подвергнутым критике в начале пути и отказаться от цели – больно и обидно.


Поэтому вам нужно очень внимательно относиться к выбору бета-ридеров, первых читателей вашей, возможно еще неоконченной, книги. Чтобы не нарваться на огульную критику кого-то сильно неподходящего под портрет вашего настоящего читателя.


Чтобы получить развивающую обратную связь, а не шматки демотивирующих сырых эмоций.
Как это делать, варианты
Покажите рукопись кому-то из верных друзей или лояльных к творчеству близких.


Только проговорите на берегу свои ожидания. Что вам нужно одобрение того, что в книге получается классно (стиль, сюжет, идея), и конструктивные советы, что улучшить (добавить характера, убрать затянутые описания).


Или вам будет достаточно простого «мне нравится, продолжай»? В последнем случае выбирайте первого читателя из числа вашей будущей аудитории. Книгу про бизнес показывайте предпринимателю, подростковый роман – племяннику, а драму про любовь не стоит совать под нос мужу-технарю, лучше отправьте главу сентиментальной подружке.
Если вы делитесь в соцсетях информацией о том, что пишете книгу, предупреждайте подписчиков сразу, что вам нужна только поддержка. Да, вот такое вы нарциссичное существо. Вы творческая личность, вам можно.


Тем, кто сомневается в ваших способностях или грубо критикует – выносите предупреждение. Просите уважать ваш выбор и обещайте забанить к чертовой матери, если такое еще раз повторится. И молча блокируйте, если человек не унимается. Не спорьте и не доказывайте свое право на творчество и мечту о писательстве. Это бесполезно.
Настоятельно рекомендую ограничить пребывание в интернете до крайне необходимого. Создайте себе информационную тишину, чтобы вы смогли услышать в ней голос творчества.


В социальных сетях действительно можно найти много полезной информации, идей, и даже в некотором смысле вдохновения. Однако многие подсаживаются на пластмассовые радости и путают удовольствие от лицезрения чужих результатов с вдохновением. Это не оно.


Поэтому если вы читаете блоги тех, кто уже успешен, кто достиг того же, о чем мечтаете вы, и вас при этом снедает зависть – переставайте читать. Отпишитесь от всех, кто мозолит вам глаза своим успехом, оставьте тех, кто сейчас проходит путь, подобный вашему.
Просмотрите свои подписки в соцсетях, отпишитесь от тех, кто вас раздражает, заблокируйте у себя тех, кто давно просится. И отследите, как внутри разливается покой и удовлетворенность. Ну вот, теперь можно творить.


Организовать свое время и рабочий процесс так, чтобы ничто не отвлекало, и, напротив, чтобы вся обстановка вас вдохновляла и поддерживала – это важная и ответственная часть. Кроме вас никто этим не займется. О том, как правильно подготовиться к писательству, как распределить свое время и нагрузку – поговорим в следующем письме.
Ваша навек, Анна Баганаева

Письмо четвёртое


Здравствуйте, Лариса!
Вдохновению нужны не только тишина и покой. Оно требует особого пространства.


Заставленный грязными тарелками кухонный стол, вид с дивана на завалы игрушек в детской, звуки телевизора из соседней комнаты или духота кафе в торговом центре, куда вы забурились в надежде на спокойные минуты, запросто могут убить ваш настрой на творчество.


Вместо того чтобы следовать сюжету, вы будете мысленно бороться с родительскими установками «сначала приберись, потом ерундой своей страдай!» и с элементарной потребностью в тишине и кислороде.


Когда вы заботитесь о комфортной обстановке и атмосфере для писательства, вы даете знать вдохновению, что оно вам любо и дорого. И что при этом вы уважаете и свое занятие, и себя как автора.
Творчество – это серьезно. Работа над книгой требует нормальной производственной обстановки. И вам стоит потратить время на то, чтобы ее создать.
Если вы работаете дома, создайте себе рабочее место. Не у всех есть отдельный кабинет, понятное дело. Но вы можете отвоевать у семьи себе угол в гостиной и поставить туда стол с креслом. Пусть это будет только ваш стол, ваше кресло и ваша рамочка с вдохновляющей открыткой.
Если вам отраднее работать в кафе, не останавливайтесь на одном, проверьте все заведения в округе. Где самые удобные диваны и столики? Где самые лояльные официанты, такие, чтобы не стояли над душой в ожидании заказа? Где самый красивый интерьер, а где самый вкусный кофе? Ходите туда целенаправленно – работать. Заказывайте только кофе / чай / воду и пишите, пока не сядет зарядка.


Пусть сотрудники смотрят на вас с благоговением, а частые посетители с улыбкой узнавания. И если вы любите смену декораций, то перемещайтесь в разные кафешки со своим ноутбуком. Некоторым разнообразие только помогает. Проверяйте, ищите свой вариант!
У вас также должно уже сложиться понимание, в какое время вам пишется лучше.


Кто-то особенно продуктивен в 6 утра (вдохновению способствует чувство превосходства над дрыхнущими обывателями). Кто-то лучше творит вечером, в уютном свете настольной лампы, под тихий лаундж и с бокалом вина или чашкой травяного чая.


Конечно, время определяется возможностями. Если у вас нет другого варианта, кроме как сесть писать, когда уснули дети, то вы пишете вечером. Но у вас точно есть право выбора настроения и обстановки.
И потрудитесь составить план своей книги. Это, пожалуй, самая важная часть подготовки.


Даже если вы хотите, чтобы книга писалась сама, герои жили своей жизнью, а вы выступали в мистической роли проводника истории в мир. Все равно – составьте план. Хотя бы в общих чертах.
И если настанет момент, когда вы застопоритесь, застрянете и растеряетесь, вас начнут покусывать сомнения и поедать страх (а вдруг я делаю фигню), то вам будет куда легче искать выход, двигаясь по стеночке, то есть, по плану.
Поглядывая в план (сюжет, структуру), вы, разумеется, можете импровизировать. Но с планом ваша импровизация будет более осмысленной, нежели хаотичное движение в творческом тумане.
Ваша навек, Анна Баганаева


Письмо пятое


Здравствуйте, Лариса!
Вы, наверное, уже заметили, что даже пара дней пропуска плохо влияет на вашу самооценку. Стоит ненадолго остановиться, и вот уже куда-то пропадает интерес и свободное время.


Возникает масса экстренно-важных и суперсрочных дел, которые поглощают вас целиком. И вот прошла неделя, другая, а когда вы спохватились, канул целый год.
И это несмотря на то, что вы уже опытным путем убедились – вдохновение приходит во время работы. И что вам нужно только сесть и начать писать, как весь морок рассеется.


Именно этого хочет ваш внутренний критик. Чтобы вы воздерживались от писательства как можно дольше.
Как только вы тормозите, критик сразу начинает свою старую песню про «никому это не нужно» и «у тебя ничего не получится». Его голос было не слышно за стуком клавиш, но как только настала тишина, он берет микрофон. И вы уже не помните об истинной причине застоя, вы слушаете его песню боли.
Кто он, кстати, этот критик? Принято считать его вредителем, голосом из преисподней. Однако критик – часть вашей системы безопасности. Он искренне любит вас, заботится и хочет оставить все так, как было раньше, до появления опасных идей о творчестве.


Никакого риска неудачи, никакого шанса на победу – вот кредо внуреннего критика.
Очень дремучее создание, этот критик. Так что слушать его объективной причины нет, но есть повод разобраться с обстоятельствами.


Возможно, вам выдали слишком много работы на работе. Или в гости приехали родственники и теперь вы вынуждены их сопровождать в походах по магазинам и слушать семейные сплетни. А может, близкий человек высказался небрежно или даже жестоко по отношению к вашему труду.


Все это не имеет никакого отношения к вашему таланту или способностям.
Любое препятствие можно отнести либо к проблеме отношений (трудно отстаивать свои границы, есть зависимость от мнения), либо к проблеме организации (слишком много дел на себя взваливаете, неправильно расставляете приоритеты, есть привычка соглашаться на все подряд).


Разбирайтесь с этими причинами! Разговаривайте с членами семьи на тему важности вашего творчества. Вежливо отказывайтесь от неинтересных занятий и встреч. Учитесь планировать строго необходимые дела и не стремитесь свернуть сто гор за сутки.


Самое главное: принимайте решение продолжать писать, параллельно наводя порядок в жизни.
Писательство – это тренинг личностного роста. Отстаивая свое право творить, выделяя книге первое место в своей жизни, вы растете как личность. Вы становитесь сильнее, дисциплинированнее, устойчивее. И это крутейший бонус. Только ради него стоит ввязаться в это предприятие с книгой.


В следующем письме я расскажу про способ поддержать себя на пути, который также может стать для вас определяющим по жизни.


До встречи!
Ваша навек, Анна Баганаева



Другие статьи в литературном дневнике: