Советы издателя. Письмо второе

Лариса Малмыгина: литературный дневник

Дорогие друзья, я подписана на рассылку в Ридеро. Сегодня мне предложили цикл писем главного редактора издательства «Астрель-СПб» и основателя литературных курсов «Мастер текста» Александра Прокоповича.
Буду выкладывать их здесь, так как они небольшие



Письмо второе


История
Никогда не забывайте об одном универсальном правиле: хорошая история – всегда простая. Что сложного в истории Ромео и Джульетты? Золушки?


Хорошую историю всегда можно пересказать в двух словах, можно позвонить приятелю и сообщить: я тут читал книгу про то-то и то-то… А вот если с вашей книгой так не получается – значит, у вас проблемы с историей.
Герой
Надо четко понимать, что герой – это не просто центральный персонаж.


Первое. Чтобы стать героем, надо совершить что-то героическое. Подвиг. Сделать то, что сделать не мог, не должен был, а вот взял и совершил. Спас врага, проснулся вовремя без будильника, вышел из дома, несмотря на свою агорафобию. Неважно. В книге всегда найдется место для подвига.


Второе. Герой должен быть симпатичным. Он может быть злодеем, но симпатичным злодеем, потому что иначе вы теряете сопереживание читателей. А если они не сопереживают герою, то кому же тогда?


На всякий случай: герой – это совершенно необязательно мужик с пистолетом или барышня с «биркин» наперевес. Героями могут быть эпоха, страна, семья, погода, река, тот самый пистолет, который в руках у мужика.


Ваш герой такой?
Достоверность и внутренняя логика
Писатель – мастер иллюзий. И если он не сумел создать иллюзию достоверности происходящего, то все остальное не так уж и важно. Как достигается достоверность?


Описывайте то, что знаете.


Как у вас в тексте с достоверностью – все ок? А как с логикой? Если ваш герой – человек тонкой натуры, его обязано волновать все происходящее вокруг. Если он мачо, будет странно, что он так и не обратил внимания ни на одну женщину. Причинно-следственные связи должны непрестанно работать, будь то хоть трижды фэнтези.


Каждое действие, которое идет вразрез с характером персонажа, с логикой текста, который уже прочитан, вызывает конфликт в восприятии читателя. Он останавливается и пытается понять, что и откуда взялось, как результат – вы лишаете его иллюзии достоверности происходящего. Не допускайте фальши.



Первое письмо


ФИНАЛ

Ничего, что я с конца?


Но это факт: хорошей концовки сегодня днем с огнем не сыскать – куда финал делся-то? Авторы в массе своей почему-то считают, что они выше этого. Они, может, и выше, а вот читатель возмущается. И грядущие продолжения не являются оправданием.


Вы не забыли – в вашей книге планируется яркий финал?


САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

Некоторые авторы совершенно доверчивы. Они абсолютно уверены, что читатель готов, прежде чем купить очередной том цикла, перечитать предыдущие. Не-а. Не готов. Видели цены?


Отдельный случай – замечательная эрудиция автора, которую он подозревает и в читателе тоже. Даже примечания не спасают. Не один и не два автора похоронили себя, уверовав в то, что читатель и они поглощают одни и те же книги.


Перечитывая собственный текст, важно убеждаться, что он работает, даже если читатель не в курсе других ваших книг, а также чужих книг (фильмов, игр…), которые вы страшно любите.


НАЧАЛО

Вот и до него дошли. Это странно, но книгу читают прямо с начала. Поэтому оно должно быть увлекательным, то есть увлекать!


Начинать действие странице так на сотой – не лучший ход. Читатель, как правило, умирает к двадцатой.


Я всегда привожу пример из «Приключений Калле Блумквиста», может, помните такую книжку Астрид Линдгрен. Ее начало – просто классика жанра: «Кровь! Никакого сомнения!» И неважно, что юный герой всего лишь порезал палец, когда чинил карандаш.


Проверьте, ваше начало такое же эффектное?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.03.2023. ***
  • 09.03.2023. Советы издателя. Письмо второе