Гений и злодейство..."....«Гений и злодейство», а лучше сказать – гений и ничтожество несовместны: гений (талант) раскрывает глубинные ресурсы личности, и раскрывает их, конечно же, в направлении ее собственных самых глубоких и заветных интересов, к тому, что ей искренне небезразлично... Талант, игнорируя плоскую сознательность, имеет дело с сущностями, а не с правилами (которые существуют для тех, кому сущности недоступны или кто о них предпочитает не знать); этим характеризуются и отношения таланта с нравственностью. Он «циничен», по ту сторону нравственности, но потому что он больше, чем нравствен...; он – сама зрячесть, а значит – сам и представляет собой добро. Циничен, ибо добрее нравственности. (А зло – это ведь «ломать – не строить», на зло таланта не нужно…) У вас появилось личное отношение к чему-то? Стало быть, в этом отношении у вас появились и интуиция, и ум, и вкус, и талант. (И вы скоро с тоской, или с возмущением, или с отчаянием ощутите себя живым среди мертвецов, или – не так грубо – бодрствующим среди сомнамбулов… ) Любить – это значит видеть и чувствовать то, чего другие не видят и не чувствуют (не зря, когда что- то или кто-то кому-то вдруг понравится, говорят – «разглядел»). Значит быть внимательным, восприимчивым, чутким; одним словом – быть талантливым. Талант, гений – это миссия, взваленная Богом или судьбой на человека и требующая от него иногда – если не как правило – полного самоотречения. Он существует в человеке будто вопреки ему самому (на самом деле – это конфликт внутренний). Если уж поселилась в человеке эта духовная доминанта, подчиняющая себе его чувства и помыслы – то сил «на себя», то есть на материальное, уже скорее всего у него останется мало или вовсе не останется. Главное в нас естественно оттесняет второстепенное, а ведь «второстепенным» в данном случае оказывается – то, что называется «жизнь», обычная жизнь; которая, как говорят, только и может составить человеческое счастье. (Самый распространенный в мире талант – это юмор. В том, что юмор есть именно талант, сомневаться не приходится: ему не обучишь, если нет данных, он – задействует приходящее из подсознательного спонтанное, и произведения его, как и произведения всякого иного художественного таланта, имеют логику ассоциативную. – Однако труднее – быть талантливым всерьез. Ибо юмору достаточно только что-то разрушить, пробить, например, какую-то брешь в условностях или приличиях, чтобы освободить некое скрываемое нами от себя содержание – а таланту «серьезному» надо быть еще и конструктивным.) Талант – повышенная способность переживания. То есть, особая способность равно к счастью и несчастью. А главное, что из этого следует, это то, что талант – своего рода заслуга. Ведь даже только воспринимать (не делать) что-то талантливо – значит душевно себя утруждать. Талант – вне конкуренции. Талант учить – только портить. Как можно выучить – будто выдрессировать – эту счастливую легкость, эту божественно правую непосредственность, неизвестно почему осеняющую избранных? Тут, скорее, совсем другая задача: не навязать чужого опыта, не вмешаться, не задавить нежные еще ростки своего. Ведь что такое, вообще, обучение? Это общие правила и тренаж. Но ни с тем, ни с другим непосредственности делать нечего... Талант в своем искусстве создает свой особый оригинальный мир, не связанный необходимостью следовать бездушной объективности. Ведь внесознательное преображает, а не копирует. И этот внутренний мир таланта для него и его ценителей по-своему более совершенен, чем мир реальный. Это может быть мир идеалов, или мир мечты, или (изобретение нового времени) – мир тягостных, даже отталкивающих, но занимательных сновидений, мир сюрреалистического «бреда со значением»…
(А.К.) © Copyright: Лора Маркова, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|