Извлечение пошлости

Лора Маркова: литературный дневник

Оказывается, что пошлость можно извлечь практически из всего, что под руку попало. Что уж говорить, например, о романе "Мастер и Маргарита", с тех пор, как он стал доступен для чтения самому широкому кругу населения, успешно экранизирован, поставлен в театре, сотни раз отрецензирован разными литературными и окололитературными деятелями, он, роман, вдруг утратил для меня своё былое священное сияние, и теперь уже я не могу его перечитывать. Пошлость мерещится мне, в каждой его строчке. Пошлость, извлечённая теми, кто его коснулся.

Пошлость можно обнаружить везде. Её так много, она окружает нас, буквально лежит на поверхности. Не замечаем. До тех пор, пока кто-нибудь, наиболее ангажированный, не извлечёт её из недр пространства и времени, и не предложит для всеобщего обозрения. Сначала впадаем в ступор - как же так, почему? И лишь потом приходит смутное осознание, необъяснимое беспокойство и стойкое отвращение. На грани нервного срыва.


Пошлость может скрываться даже в обычной электрической розетке на стене. Как без розеток в домашнем хозяйстве? Однако же, как всегда, кто-то, самый проворный, всегда рядом, с гвоздиком, он и предложит вам ткнуть гвоздиком в розетку, исключительно, на предмет удостовериться - есть ли там пошлый поток электричества. Есть, как правило, и много потока, так что искры из глаз, для наивных. Так что же? Нервы у вас? Вот и лечите их электричеством, добытым из розетки. Просто и доступно. И острые ощущения присутствуют. И нечего в облаках витать, в поисках высоких духовных ценностей. В литературе. И в жизни.


Не нравятся розетки? Тогда, тогда... Чего уж далеко ходить, пожалуйте в пыльные красные абажуры над круглым столом заглядывать, там лампочки в сорок ватт вкручены. Чтобы узоры на ветхой скатерти с бахромой рассматривать, о семейных ценностях речь вести. Ничего, что нафталин со всех сторон сыплется, ничего. Мы сейчас пошлую мораль из битой молью бахромы вытрясем. Будет о чём поговорить. И запечалиться. А потом можно и Чехова прочесть. И порадоваться. За нас. От сознания того, что мы вот здесь вот и сейчас. А Чехов прилагается. Как же он без нас?



Другие статьи в литературном дневнике: