Валентина Чаплина. Веселая книжка бабушкины гены..

Арника Горная: литературный дневник

Валентина Чаплина родилась 10 декабря 1921 года в г. Брянск. Осенью 1941 года из родного города была вынуждена эвакуироваться в далекую Чувашию. В Чебоксарах вела активную литературную и общественную деятельность. Больше любила писать для детей, посвящая им стихи, рассказы, пьесы. С огромной любовью вела телевизионные передачи для детей по сценариям, написанным ею самой.
Кроме стихотворений она сочиняла повести, рассказы, пьесы, сказки. Ею написано более 20 сборников повестей, рассказов, стихов, сказок для детей: "Бабушкины каникулы", "Димкина звезда", "Голубая ниточка на карте", "Оглянитесь вокруг, пожалуйста!" и другие.
- У меня изданы 23 книжки, выступления просто невозможно перечислить, но во мне постоянно живет ощущение, что я своего чего-то самого главного еще не начинала писать. Оно впереди. А темы, которые хотелось бы повторять, конечно, есть. Это - любовь к природе, защита ее. Это - детишки. Их воспитание, взаимоотношения между собой и со взрослыми. Это – старики. Больная тема. Горькая. Нужная. Главное в ней – отношения между стариками и молодежью…" - говорится в ее воспоминаниях.
Она не только писательница, поэтесса, но и ведущая радио и телепередач, сценарии которых были написаны ею самой. Это телепередачи "Присмотрись и Разгляди-ка", "друзей стихов", "А это что такое?" и др. На радио Валентина Чаплина вела детскую передачу "Бабушка Валя и Кот Вездеход". Также она была инициатором и ведущей передачи для взрослых "Простые истины".
Валентина Семеновна проявила себя и как переводчик. Она занималась переводом произведений чувашских писателей и поэтов на русский язык, редактированием переведенных произведений.
- Любая книжка, передача, статья – из сердца. Но мне кажется: все, что написано, записано, прочтено, сыграно – это только введение, разгон, разбег для будущих дел. Все самое нужное и интересное еще лежит замурованным в сердце, еще не раскрыто. С этим ощущением и живу. А почему оно до сих пор не раскрыто? Не знаю, что ответить…Не готова что ли я еще к этому….Умения не хватает…Способностей мало… Скажу вам совершенно откровенно, что живу в вечном беспокойстве. А беспокойство – это мой невыполненный долг. Все, что я имею /в сердце/, я должна отдать детям, молодежи, взрослым, старикам. Отдать за то, что они в моей жизни давали мне. И это меня тревожит, даже гнетет. Все годы пыталась и сейчас еще трепыхаюсь, чтобы отдать. И сколько бы ни писала, сколько ни выступала, ощущение, что постепенно расплачиваюсь, почему то не проходит. И что с этим делать, не знаю. Хотя… знаю конечно: работать, как можно больше надо работать. А физических сил уже нет, - пишет Валентина Семеновна.
Чаплина кроме литературной деятельности принимала активное участие и в общественной жизни республики. С 1960 года она член Союза писателей СССР, в том же году была избрана народным заседателем Чебоксарского народного суда. В 1980-1990 годы активно участвовала в работе съездов писателей России и Чувашии; конференций и съездов женщин Чувашии.
Активная литературная и общественная деятельность Валентины Чаплиной отмечена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, медалью "Ветеран труда", благодарностью Президента Чувашской Республики. В 1991 году она стала победительницей республиканского конкурса "Книга года - 91" за книгу "Голубая ниточка на карте".



Да что это со мною?
Эй, время, погоди.
Как много за спиною,
А сколько впереди?
Ну что ж, коли не густо
Немало прожила
Лишь не было бы пусто,
Лишь были бы дела.
В.Чаплина


Минкультуры Чувашии




Другие статьи в литературном дневнике: