Моя Россия Педер Хузангай

Арника Горная: литературный дневник

ПЕДЕР ХУЗАНГАЙ



...И назовет меня всяк
сущий в ней язык.
А.Пушкин


Республика моя на крате
напоминает сердце: к югу
Напрвлена его верхушка,
На севере — аорта-Волга.
Минуло не одно столетье
С тех пор, как бьется небольшое,
Но чуткое к добру и злу,
Отзывчивчивое сердце это
С великодушным и открытым
Российским сердцем в унисон...
Я был в селенье , чье названье
Взял как фамилмю себе
Великий следопыт Востока,
Чувашского народа сын,
Китаевед монах Бичурин,
Да , тот Бичурин Иакинф,
Друг Пушкина и декабристов,
Бунтарь и вольнодумец в рясе.
Бичурино почтило память
Славнейшего из земляков
И пригласила в день столетья
Со дня кончины Иакинфа
Писателей, ученых наших.
Здесь, впрочем , мало кто слыхал
Его монашеское имя,
Всегда тут люди называли
Односельчанина по-свойски-
Никита Яковлевич:так
В миру ученый схимник звался.
В селенье с гордостью великой
Из поколенья в поколенье
Передавалось, что в столице ,
В далеком Питере, есть свой -
Бичуринский мудрец и книжник....
Был летний вечер.В сельском клубе
Уже прослушали доклад,
И высыпали все на площадь,
Где будут песни и стихи:
Желающих послушать много,
Клуб не вместит и тереть из них.
По малым рекам,по оврагам,
Сквозь рощицы и сквозь дубравы,-
Поверх дубов, видавших виды,
Встречавших все без удивленья,
Вершинами едва кивнув,-
К нам с ветром тихим и прохладным
Дыханье Волги доносилось.
И я по-странному был полон
Всем пушкинским: вон на плоту-
На виселице -пугачевцы
Плывут вниз по реке...Три тела:
Два русских и старик чуваш,
Как описал поэт...А здесь,
В Бичурине, он побыл сам,
Ему на станции почтовой
Сменили лошадей , и дальше-
В Казань — его умчала тройка.
Мне слышался звон бубенцов,
Но с ним смешался звон кандальный:
Через Чувашию давно уж
«Владимирка »шагнула вдаль;
По ней прошли и декабристы.
Как говорят, заночевали
Они совсем недалко-
В тюрьме цивильской пересыльной...
Да ,полон Пушкиным я был.
И в это время по-чувашски
Послышались слова поэта:
«Юлдажым,шан...»- «Товарищ , верь...»
То коренастый восьмиклассник,
Сверкая черными глазами,
Свободно, смело, вдохновенно
Продекламировал стихи.
И вспомнилось мне тут, как сам я
Зимой , в буран , в лачужке темной,
Мечтая о путях далеких,
Листал страницы, спотыкаясь
О незнакомые слова...
Ну что же! Труден первый шаг.
А я шел ощупью средь ночи,
И лишь белки глаз лицеиста,
Искрясь , сверкали мне навстречу,
Как синеватый снег в бору.
Их чисты свет пронес я в сердце,
Преодолев преград немало,
Чтоб этот деревенский мальчик,
Читающий самозабвенно
Мой перевод стихов бессмертных,
Смог сделать все, что я не смог,
А может просто не успел:
Пусть бесконечно, жизнь одна,
И нет предела совершенству...
Иди! Идущий путь осилит.
Дерзай! Ты тоже сын России.



Под небом Африки моей....
А.Пушкин


Передо мною фотоснимок,
Что сделан в пятьдесят восьмом
Незабываемом году.
В ташкенте солнечном тогда
На многих языках земли
Гремело «Африка » везде
И «Азия» звучало всюду.
На этом снимке трое : слева
Татарский мой собрат и друг,
Я справа , а по середине -
Курчавый африканский парень
Из Камеруна. Пусть простит
Поэта юный камерунец,
Коль доведется прочитать
Ему вот эти строки,но
Подростком выглядит он, право,
В сравненье с нами.Не забыл
Я имени его, однако
Пока не стану называть...
Он, невысокий, словно вырос,
Когда заговорил с трибуны
И речью умной и горячей
Зал без остатка захватил,
Как гром, овация гремела,
Мы аплодировали стоя.
Но главное не в том. Друг другу
Дарили книги мы , и мне
Случилось с ним разговориться.
Вот тут и подоспел фотограф...
В беседе Пушкин был помянут,
И африканец мне сказал:
« Счастливец вы, доступны вам
Творенья этого поэта
На языке его родном;
Как жаль, что с ними я знаком
Лишь по французским переводам:
Ведь нам он — близкая родня,
Себя назвал он африканцем.
«Ему дал кровь я неплохую!» -
Мой континент сказать бы мог.
Прочесть его не в переводе -
Одно уж это заставляет
С годами русским овладеть...
Да,россияне,вы счастливцы...»
Я камерунцу подарил
«Дом в Горках» - маленькую книжку.
Лишь переводчик наш умолк,
Друг поднял тонкий палец : «Ленин?»
«Так.Ленин,»- отвечаю я
И вижу , как глаза у негра
Сверкнули радостным огнем.
Он бережно подарок принял,
Перелистал,едва касась,
Страницы первые и снова
Задумчиво промолвил: «Ленин...»
Он понимал, конечно, кто нам
Открыл мир разума и солнца,
Мир светлый, пушкинский....
Россия,
И желтый материк, и черный-
Все смотрят на тебя с надеждой!
И счастлив я принадлежать
Отчизне тех, чьи имена
Прославили ее навеки.
Горжусь тобой, страна моя!
Куда не брось меня судьба,
Какое имя не носи я -
Я твой, Советская Россия!
1960 год



Другие статьи в литературном дневнике: