Раздел Русская история и культура

Арника Горная: литературный дневник

Сергей Есенин




Раздел: Русская история и культура



НЕ НАДО РАЯ



"Аристон" или Есенин, - "Песнь о Коловрате". - Новгородское вече. -


Есенинский "Кузнец" на страницах газеты "Путь правды". - Стихотворение


"Русь". - Поэт и Родина.



В начале 1914 года в печати появляются первые стихи. Есенина. В первом


номере детского журнала "Мирок" за 1914 год, который издавался Сытиным,


было помещено стихотворение "Береза", написанное Есениным в 1913 году.



Белая береза


Под моим окном


Принакрылась снегом,


Точно серебром.



На пушистых ветках


Снежною каймой


Распустились кисти


Белой бахромой.



И стоит береза


В сонной тишине,


И горят снежинки


В золотом огне.



А заря, лениво


Обходя кругом,


Обсыпает ветки


Новым серебром.



Об этом стихотворении, очевидно, идет речь в письме Есенина к Г.


Панфилову: "Посылаю тебе на этой неделе, - пишет Есенин. - детский журнал,


там мои стихи". Это стихотворение было опубликовано Есениным за подписью


"Аристон".


Вслед за "Березой" в журнале "Мирок" появляется еще несколько


есенинских стихов: "Пороша", "Поет зима - аукает...", "С добрым утром!",


"Село" (из Тараса Шевченко) и др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и в


детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", в газетах "Путь правды",


"Новь". Молодой поэт с радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я во


всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой


"Аристон" сняли. Пиши г-рят под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку.


Посылаю одно из детских стихотворений".


Ранние стихи Есенина полны ароматной земной красоты:



Задремали звезды золотые,


Задрожало зеркало затона,


Брезжит свет на заводи речные


И румянит сетку небосклона.



Улыбнулись сонные березки,


Растрепали шелковые косы.


Шелестят зеленые сережки


И горят серебряные росы.



У плетня заросшая крапива


Обрядилась ярким перламутром


И, качаясь, шепчет шаловливо:


"С добрым утром!"



В стихотворении "С добрым утром!", написанном Есениным в 1914 году,


столько радости бытия, образных находок; даже заросшая крапива становится


неожиданно прекрасной!


Из ранних произведений поэта по своим социальным мотивам примечательно


стихотворение "Кузнец". Оно было написано в 1914 году и напечатано в мае


того же года за подписью Есенина в большевистской газете "Путь правды"


(под таким названием тогда выходила газета "Правда"). На третьей полосе


этим стихотворением открывалась большая подборка "Жизнь рабочих России". В


том же номере газеты на второй полосе было напечатано стихотворение Д.


Бедного "Быль". Так впервые "встретились" С. Есенин и Д. Бедный.


В 1912 - 1914 годах, кроме лирических стихов, Есенин пишет


произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического


прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного


эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":



От Ольшан до Швивой Заводи


Знают песни про Евпатия.


Их поют от белой вызнати


До холопного сермяжника.



Хоть и много песен сложено,


Да ни слову не уважено,


Не сочесть похвал той удали,


Не ославить смелой доблести.



"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного


памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в


1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге


рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов,


Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе


свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с


поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии


Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее


помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма,


которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то


разве только краевой, рязанский".


Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная


редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете


"Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений"


Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только


меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В


окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных


образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более


реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим


памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.


Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о


разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия


Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" - княжеский дружинник.


Евпатии у Есенина - кузнец-силач, выразитель патриотических настроений


народа.


Н. К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о


разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным


историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".


Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в


1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате"


послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии


Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском


краю.


К драматическим событиям последних дней Новгородской республики


обращается Есенин в поэме "Марфа Посадница", написанной им в 1914 году.


Товарищ Есенина по университету Шанявского Борис Сорокин рассказывает: "В


начале июня студенты разъехались на каникулы. Увиделись мы только в


сентябре, когда уже шла война, и на одном из вечеров Сергей читал поэму


"Марфа Посадница".


В основу своей поэмы Есенин положил известное народное предание о Марфе


Посаднице, мужественной поборнице новгородской вольницы. "В нашей истории,


- отмечает русский ученый Ключевский, - немного эпох, которые были бы


окружены таким роем поэтических сказаний, как падение Новгородской


вольности". Воскрешая страницы героической истории Новгородской


республики, Есенин мечтает о времени, когда "загудит нам с веча колокол,


как встарь". Мысль эта - главная в поэме. Увлеченный ею, поэт в какой-то


мере даже идеализирует образ Марфы Посадницы. При всем этом написанная в


начале империалистической войны "Марфа Посадница" воспринималась


современниками Есенина прежде всего как произведение с отчетливо


выраженными демократическими устремлениями:



А и минуло теперь четыреста лет.


Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,


Исполнить святой Марфин завет:


Заглушить удалью московский шум?


. . . . . . . . . . . . . . . . .


Ты шуми, певунный Волхов, шуми,


Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!


Выше, выше, вихорь, тучи подыми!


Ой ты, Новгород, родимый наш!



В стихотворении "Ус" (1914) Есенин обращается к образу крестьянского


вожака, сподвижника Степана Разина, поднявшего против "пяты Москвы"


калужских, рязанских, тамбовских мужиков:



Не белы снега по-над Доном


Заметали степь синим звоном.


Под крутой горой, что ль под тыном,


Расставалась мать с верным сыном:



"Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,


Знать, пришла пора, ехать надо!


Захирел наш дол по-над Доном,


Под пятой Москвы, под полоном!"


. . . . . . . . . . . . . . . . .


Отвечал ей сын напоследок:


"Ты не стой, не плачь на дорогу,


Зажигай свечу, молись богу.


Соберу я Дон, вскручу вихорь,


Полоню царя, сниму лихо".



Если в поэме "Марфа Посадница" и в стихотворении "Ус" молодой поэт


пытается выразить свободолюбивые чувства, то в стихотворении "Русь" - о


нем мы уже говорили выше - поэт рассказывает о тяжелых испытаниях, которые


переживала Россия в настоящем. Народу не нужна война, ибо и без нее много


горя, - вот главная мысль есенинской "Руси". В ней слились в единую


поэтическую симфонию о Родине и задушевные мелодии таких чудесных


лирических стихотворений о родной природе, как "С добрым утром!", "Край


любимый! Сердцу снятся...", и звонкие, задорные ритмы стихотворений "Гой


ты, Русь, моя родная...", "По селу тропинкой кривенькой...". И едва ли не


всего слышнее в "Руси" тревожные, невеселые думы о тяжелой крестьянской


доле, полной вздохов и слез, характерные для таких стихотворений, как


"Черная, потом пропахшая выть...", "Заглушила засуха засевки...".


В "Руси" нет и тени ученического подражания, копирования литературных


приемов других авторов, что нетрудно обнаружить в ряде ранних


стихотворений у Есенина ("Моя жизнь", "Тяжело и прискорбно мне


видеть...").


Стихотворение "Русь" давало Есенину право сказать позднее о том, что


отделяло его творчество от буржуазно-декадентской литературы в годы


мировой войны: "Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту


эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я,


при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда


резко относился к империалистической войне и к воинствующему


патриотизму... У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу


патриотических стихов на тему "Гром победы, раздавайся", но поэт может


писать только о том, с чем он органически связан".


Пережитое в юные годы помогло поэту увидеть чуждый народу характер


войны 1914 года и преодолеть декадентское наступление на его поэзию. Как


бы отвечая всем тем, кто хотел увести его поэзию от главного - служения


Родине, еще в 1914 году юный поэт писал:



Если крикнет рать святая:


"Кинь ты Русь, живи в раю!" -


Я скажу: "Не надо рая,


Дайте родину мою".



Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей


жизни.




Другие статьи в литературном дневнике: