О рецензиях на прозе руКак мы пишем рецензии?
Что ждет автор от читателя, когда публикует прозу или стихи? Прочтения, - ответят мне. Все верно. Но если проза и стихи содержат не только слова, составленные в предложения, где надо учитывать правила орфографии и пунктуацию, но это еще и текст передающий определенный смысл, сюжет. Бывает такое, что под впечатлением произведения читатель не может выразить свои мысли и эмоции. Некоторые в таком случае пишут, что понравилось или наоборот, скажем стихи или рассказ отвратительный. Но почему? Объясните чем именно так положительно впечатлил рассказ или вызвал отвращение. Заметил, что некоторых пугает расстановка запятых. Две запятые пропущены в прочитанных предложениях и читатель нахмурил брови. Дальше нет еще пяти запятых и волнение переполняет человека. Вместо двоеточия стоит тире и это уже доводит до исступления... Согласен, в такой безграмотной писанине невозможно найти рациональное зерно. Нет интересных оборотов, подлежащее и сказуемое не так расположены, как следует. Кроме того, бывают пропуски букв и даже орфографические ошибки, унижающие достоинство серьезного читателя. Но это только одна сторона. Подача текста требует коррекции. Или это неисправимо? Нет, конечно! Поэтому пишут рекомендации, что надо исправить и на что обратить внимание автору. То же самое и со стихами. Ритм, размер, рифмы... Чаще всего на этом ограничиваются... Но что это? Наверное, это только техническая сторона написания прозы и стихов... Как быть с художественным замыслом? Стиль? Основная мысль автора, что он вложил в произведение? Может быть это интересная философская идея или иная трактовка на известное событие? Рецензия, что это такое? В энциклопедии читаем: рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии. Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы: небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. Итак, разберем некоторые отклики читателей на произведения: "текст примитивен... не обижайся, но это так. Pаботать нужно над словом!!! Текст примитивен, значит простой, несложный по устройству, невысокий по технике исполнения, не искусно и грубо сделанный. В чём именно простота? То есть надо усложнить? Зачем? Для искушённого читателя, привыкшего к классической литературе авторов признанных в мировой литературе? И если подача истории в рассказе проста, то разве этого не будут адекватно воспринимать другие читатели? И еще. Если дать такую оценку рассказу автора, то не будет ли это грубо и бестактно по отношению к человеку? Или по мнению рецензента он не обладает развитым интеллектом, узкий, ограниченный тип... Это уже унижение. Зачем такое писать автору? Чтобы быть правдивым? Но это только Ваше мнение. Другие рецензенты могут иметь совершенно противоположное суждение. "Работать нужно над словом", - рекомендации? Опыт работы школьных учителей подсказывает, что шаблон и стихийность в этом вопросе недопустимы. Нужна последовательность, гибкая, постоянная работа над словом. Как утверждают некоторые специалисты в данной области, работа со словом сложна и многообразна. Как важно научиться наблюдать, думать, читать, передавать мысли словом... Смог ли это сделать автор произведения? Вы способны выразить правильно и корректно свои мысли и эмоции? Как это делают в школе? Обучение грамоте первая важная ступенька в начальной школе. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Вначале надо проанализировать и изучить тексты и иллюстрации, составить тематические словарики, продумать систему упражнений по уточнению и обогащению словаря, на практике знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Хорошо подобрать к каждой буквенной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, обладающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Возможно, что учитель в школе не смог научить будущего автора этому. Тогда уже в зрелом возрасте человеку следует начинать с самого начала. Но говорить об этом следует корректно и с пониманием того, что Вы общаетесь с взрослым мужчиной или с женщиной, которая познала радость материнства и возможно уже имеет внуков. Или Вы грубы настолько душой и сердцем, что не понимаете какую обиду, даже травму моральную и психологическую можете нанести автору...
© Copyright: Сергей Вшивцев, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|