***

Сергей Вшивцев: литературный дневник

Редакция в телефоне отрывка из рассказа "Учительский сынок"



На следующий урок Надежда Владимировна пришла огорчённая и не знала с чего начинать. Надо было давать детям новую тему. Пять минут сидела и не могла сосредоточиться, перебирала свои записи с подготовленным материалом. От волнения и невероятного возбуждения привычное стало незнакомым. 


Класс сидел тихо, молча наблюдая за учителем географии. У одной девочки на глазах были слезы. Это была Нина Линева, всегда улыбающиеся глаза смотрели на всех, излучая счастье и жизнерадостное настроение. Надежде Владимировне всегда это было заметно и она понимала причины происходящего. Сейчас этого не было. Как она не пыталась у нее не получалось настроиться на нужный для работы лад. У нее самой ненароком наворачивались слезы. Наверное, это были слезы отчаяния. Много чего сейчас было в ней.


- Надежда Владимировна, - послышался осторожный и вкрадчивый голос откуда-то из класса, - не надо так расстраиваться. Мы все вас очень любим, хотим чтобы и дальше учили нас. Не уходите из школы!


Надежда Владимировна подняла свои влажные глаза на ребят и отыскала говорящего ученика. Это был Слава Головачев.


- Слава, откуда это? С чего ты взял, что я куда-то ухожу?


- Да! Да! Надежда Владимировна! Мы не хотим чтобы вы уходили от нас! Не уходите! - поддержали в один голос другие девятиклассники.


- Мы вас очень любим, Надежда Владимировна! - рыдающим голосом произнесла Нина Линева.


- С чего вы взяли, что я ухожу? - удивилась учительница.


- Это нам на том уроке Людмила Петровна так сказала, - ответил за всех Слава Головачев.


- Потрясающе, - только и смогла вымолвить Надежда Владимировна. И зачем этой пожилой женщине эти интриги и наговоры? Что с того, если учитель географии будет работать или нет в этой школе?


- Оставайтесь! Оставайтесь с нами! Не надо никуда уходить!


От нахлынувших уже положительных чувств Надежда Владимировна не смогла сдержать слезы. Тут же к ней сбежались ученики, утешая они стояли рядом и что-то говорили, обещали...




Дома, сидя на кухне за чаем, Надежда рассказала всю историю мужу, вернувшемуся из очередной служебной командировки. Крепко заваренный индийский чай из коробочки со слонами, так и стоял не тронутый во время всего разговора. Долгая пауза после её рассказа и яростный блеск глаз мужа означающий решимость предваряли долгий и тяжелый разговор.


- Надя, будем бороться! Отступать нам нельзя. Мой отец под Москвой в сорок первом не отступил. Контуженного, без сознания его вынесли тяжело раненым с поля боя солдаты батареи истребителей танков "сорокопяток", которой командовал еще на Дальнем востоке...


- Может все же уйти из этой школы? Мне не нравится обстановка в коллективе. Даже дети в курсе всего...


- Дети не решающий фактор в этой ситуации. Если тебя и сына оговаривают, то это делается с какой-то определенной целью. Может быть на твое место хотят кого-то другого?


- Что за глупости, Игорь?


- Я предполагаю, что это один из вариантов...


- Меня шокировала Людмила Петровна. Можно было или промолчать, или поговорить с Женей и его родителями. Но не проводить агрессивную политику против нас? 


- Это всё из-за этой грымзы? Как её?


- Людмила Петровна. Она в школе уже сорок пять лет...


- И что? Теперь ей позволено так обращаться с людьми? Её даже директор боится?


- Наверное...


- Я с медведем в тайге сладил. А здесь люди. Неужели нет у твоих коллег разума? Если поощрять и замалчивать преступления, то безнаказанность повлечет за собой большее зло. Они испортят ребенка. Как его зовут, этого мальчика?


- Женя...


- Женя. Да. Его агрессию ещё можно затушить оглаской, а не ложью. Пусть себе выплескивает свое недовольство на боксерской груше или на соревнованиях. Но не на малышах отигрываться? Наш сын будет всего бояться после этого. Ты пойдёшь прочь с горькой обидой. А мерзавцы будут знать, что их проделки всегда будут поощряться глупцами и молчунами.


- Что делать, Игорёк? Как же быть? Уходить?


- Подожди. Не спеши. Надо остаться и смело смотреть клеветникам в глаза, при этом говоря свою правду, настаивая на собственной точке зрения. Если уйти, то тем самым подтвердить слова клеветников... 


- Хорошо тебе говорить, отдуваться нам. Серёжке трудно будет. Оценки ему уже занижают некоторые. 


- Учить предметы надо. Сам сяду с ним за учебники, вспомню молодость.


- Игорь, дело не в этом. Учителя ставят не за знание темы или предмета. Знаю это очень хорошо. Учителя тоже люди. Оценивают по настроению, особенно письменные работы.


- Профанация? Любимчики? А наш сын козел отпущения?


- Не все, но многие так делают. Дело не в этом. Игорек, нам то как быть? Трудно будет очень...


- Значит, надо психологически готовить сына, что оценки это не самое главное. Важны знания. На второй год не оставят же? 


- Это ребенку невозможно объяснить. Дети очень чуткие к несправедливости. Игорь, может быть перейдём в другую школу? Ну их...


- Нет, не будем отступать. Пусть и сын растёт бойцом. Трудности воспитывают характер. Это ему потом поможет. Когда он повзрослеет, рядом не будет мамы и папы. Он один на один останется с трудностями. Слезами ничего не сделать. Только голова, умная голова, воля и непреклонный характер. Так учил меня отец фронтовик. В честь него я назвал своего сына. Его дед Сергей выжил под Ржевом и на Курской Дуге. Наш сын должен быть достоин своих предков. Мы сына не оставим один на один с трудностями.


- Игорь, это всё высокие слова. Реальность иная...


- Надя, без этого никак. иначе он будет или слабаком или негодяем. Я не хочу чтобы мой сын был таковым. Только сражаться, идти вперёд и преодолевать трудности. Иначе мне стыдно будет...


- Ты хочешь к Волковым пойти?


- Нет, Надя. Отправлюсь прямиком в секцию бокса. Хочу поговорить с тренером...


- Зачем?


- А там видно будет. По обстановке посмотрю на реакцию человека...




********



Утром Надежда собрала сына в школу и вместе с ним отправилась на работу. В ее голове прокручивалась информация для трех первых уроков, к которым она подготовилась вчера вечером. Планы уроков сегодня должна была проверить завуч школы, отвечающая за методику Екатерина Борисовна. Потом было "окно", в которое Надежда расчитывала подготовиться к еще двум классам.


- Сергей! Ты домашнее задание сделал? Все с собой взял? Ничего не забыл? - беспокоилась мать.


- Да. Всё взял. Математику и русский только задавали. Папа проверил.


- Точно проверил? - строго сдвинула брови мать,


- Точно, мама! - отчаянно проговорил сын. 


- Какие еще у тебя предметы сегодня?


- Физкультура и иностранный.


- Английский язык последний?


- Да...


- И кто это ставит физкультуру перед иностранным языком? - посетовала Надежда...


- Не знаю, - растеряно ответил сын...


- Набегаетесь, а потом никакой учебы не будет. Еще половину урока вас Наталья Генадьевна успокаивать будет...


- Да...


- А разве английский не задавали ничего? - спохватилась мама.


- Там только слова учить, - недовольно прокряхтел сын.


- Ты выучил слова? - обеспокоенность протараторила мама.


- Меня в прошлый раз спрашивали...


- И что? Думаешь сейчас не будут вызывать отвечать урок? Почему ты такой легкомысленный?


- Я не легкомысленный, - обиженно пробурчал в нос Сережа.


- Перед уроком английского не носись, а приходи ко мне и учи. Понятно?


- Да, мама...




На следующий день Игорь отпросился с работы раньше, чтобы поговорить с тренером. Он надеялся, что если Женя занимается спортом, то для него авторитет тренера будет куда значительнее чем учитель в школе или даже родители.


Игорь  вышел из тролейбуса на остановке "Спортшкола"...



Другие статьи в литературном дневнике: