О ноже

Сергей Вшивцев: литературный дневник

ШКОЛА РУССКОГО НОЖЕВОГО БОЯ


http://vk.com/club46256836


Почему всё же нож, а не что-то другое?


Нож тысячи лет был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всего его пути. Сейчас нож имеет не такое особое значение, как когда-то это было на Руси в средние века. Это просто инструмент, помогающий в быту решать неотложные задачи. Даже иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других предметов, сходных по своим свойствам. Но в прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. Как не парадоксально, даже странно, но в Древней Руси (IX-XII в. в.) нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребеноку, в определенном возрасте, дарили нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?


Нож был не только повседневной функциональной вещью. Не будем забывать, что не только язык у наших предков отличался от современного, но и мышление было другим. Мировоззрение было мифологическим. Не примитивным сочинительством побасенок занимались люди, а всё вокруг воспринимали как некие образы, наделенные мистическими свойствами. Можно с определённой долей уверенности утверждать, что восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.


Конечно, не всё было так безоблачно. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Ножи крали... Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, уничтоженного татарами, было найдено 1358 ножей. Складывается такое впечатление, что ножи просто пачками теряли. Но это конечно не так. Даже если принимать во внимание коррозию пролежавшего в земле сотни лет металла, все равно видно, что многие ножей выщерблены и обломаны, то есть утратили свои рабочие функции. Напрашивается естественный вывод о не очень высоком качестве изделий древних кузнецов... На самом деле их качество было относительным – так же как и в наше время. Были качественные ножи, которые стоили дорого, а был копеечный ширпотреб. В первую категорию как раз и входили те ножи, которые на Руси носил на поясе любой свободный человек, независимо от его пола. Такие ножи были достаточно качественными и по современным меркам. Стоили они хороших денег или на них меняли что-то очень ценное по тем временам. Айфоны не в счёт... :) Вторую категорию составляли те ножи, чье качество было несравненно ниже китайской нержавейки на раскладках. Они действительно часто просто ломались. Когда такое случалось, их отдавали кузнецам на перековку. А чаще с досады швыряли “куда подальше, с глаз долой”. Но мы не позволим себе неуважительных реплик в адрес древнерусских кузнецов. Их возможности и технический арсенал были весьма ограничены. Наш современник, даже очень высокого уровня кузнец, лишенный качественных сталей и инструментов для ее обработки, мало что сможет сделать в таких условиях...


Так называемые "боевые ножи" отличались от тех, которые теперь носят с собой спецназовцы. Древние боевые ножи являются частой находкой археологов в курганах дружинников. У этих ножей длинный клинок с массивным обухом. Рукоять, как правило, тоже массивная, с удлиненным черенком. Конец клинка боевого ножа на 20-40 мм имел обоюдоострую заточку, что облегчало нанесение им колющих ударов. Боевые ножи часто носили за голенищем сапога, поэтому их так и называли, “засапожники”. В “Слове о полку Игореве” (XII век) именно “засапожники” – символ доблести славян.


"Тии бо бес щитов, съ засапожникы
Кликом плъкы побеждаютъ,
Звонячи въ прадеднюю славу”.


“Те ведь (славяне) без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в прадедовскую славу” (перевод Д.С. Лихачева).



Другие статьи в литературном дневнике: