Первый Оскар Украины.Первый «Оскар» Украины и триумф «Оппенгеймера» .
Американскую киноакадемию любят ругать за предсказуемость (хотя победы «CODA» и «Всё, везде и сразу» в предыдущие годы поубавили критики). На сей раз сюрпризов практически не было. Но это сгладила на удивление гармоничная и динамичная церемония, с превосходным тактом и юмором проведенная Джимми Киммелом; кульминацией его конферанса был зачитанный со сцены под хохот зала разгневанный твит Дональда Трампа. С натяжкой можно признать неожиданной победу Эммы Стоун, уже вторую в ее биографии, в главной актерской номинации. Все-таки «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — очень значительный фильм, художественно и концептуально, так что многие ждали триумфа Лили Глэдстоун, которая не только великолепно исполнила центральную роль, но и стала первой коренной американкой, номинированной на «Оскар».
Кстати, был на сцене и совершенно голый мужчина. В память о скандальном инциденте с обнаженным фотографом на сцене «Оскара» ровно полвека назад Киммел и артист-рестлер Джон Сина разыграли милейшую интермедию, закончившуюся обертыванием застеснявшегося здоровяка в занавеску (он вручал премию за костюмы). Тему мужской хрупкости блестяще развил и довел до почти непристойного, в лучшем смысле слова, апогея Райан Гослинг, исполнивший хит из «Барби» «I;m just Ken» в эффектном розовом костюме со стразами; по признанию Эммы Стоун, именно во время этого номера у нее лопнула молния. Кстати, «Барби» — главный кассовый хит 2023 года — получила свою единственную статуэтку именно за песню, правда, за другую. Академия уже во второй раз наградила Билли Айлиш и ее брата Финнеаса, на этот раз за «What I was made for?». Гламур и юмор не помешали политическому пафосу, достигшему пика во время встреченного овацией выступления Чернова. Британец Джонатан Глейзер, получивший «Оскара» за лучший международный фильм — немецкоязычную «Зону интересов» о коменданте Аушвица и его семье, — осудил со сцены любую дегуманизацию, уравняв преступления Хамас 7 октября и военную операцию Израиля в Газе. А традиционно душераздирающую нарезку с портретами ушедших за год из жизни кинематографистов открывал фрагмент из прошлогоднего победителя документальной номинации — фильма «Навальный», где его герой отвечает на вопрос о том, что делать в случае его смерти: не сдаваться. «Все, что нужно для торжества зла, это бездействие добрых людей», — этой цитатой Навального начинался мартиролог. Очевидно, американские кинематографисты принимают эти слова близко к сердцу, видя в своем ремесле действенный способ улучшения мира. Из других ярких моментов церемонии: темпераментное выступление музыкантов племени осейджей с народной песней из «Убийц цветочной луны», слезы Давайн Джой Рэндольф («Оставленные») при получении премии за роль второго плана, остроумная реприза Эмили Блант и Райана Гослинга на тему «Барбенгеймера», трогательное явление седых «близнецов» — Арнольда Шварценеггера и Дэнни де Вито, детский восторг японской команды, награжденной за визуальные эффекты к «Годзилле минус один». Искренней и непосредственной была реакция победителей в сценарной категории — в обоих случаях их фильмы больше ничего не получили: за оригинальную драматургию отметили Жюстин Трие с Артуром Арари («Анатомия падения»), за адаптацию — Корда Джефферсона («Американское чтиво»)
В целом вручение 2024 года было уравновешенным и эффектным, как качественный голливудский фильм. Разумеется, довольными остались не все: с каменным лицом аплодировал победителям Мартин Скорсезе, все более натянутой казалась улыбка Брэдли Купера, чей «Маэстро» также остался без наград. Что ж, в конце концов, это всего лишь призы, на качество фильмов их распределение никак не влияет. Кажется, именно это хотели сообщить аудитории Хаяо Миядзаки и Уэс Андерсон, получившие «Оскар» за, соответственно, лучшую анимацию («Мальчик и птица») и лучший короткий метр («Чудесная история Генри Шугара»), но попросту не явившиеся за своими статуэтками. © Copyright: Геннадий Стальнич, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|