Не злопамятный - запиши

Овчинников Сергей Владимирович: литературный дневник

Переосмысление
Света Малышева
(пере- осмысление)


...а мой мастер по творчеству говорил: ты пишешь, чтобы всех шокировать, – зачем? Пиши о том, что тебя трогает, удивляет; о том, что возмущает, что интересно… Расскажи это так, чтобы другим стало интересно тоже.
Если тебе было страшно – пусть через тебя, через рассказ твой и читатель испугается. Если ты не понимаешь чего-то, пусть и другой тоже не поймёт. И уйдёт в непонимании от книги – чтобы самому искать ответы на вопросы, которые впервые встретил у тебя.
Или уйдёт в прозрении. Но не ты должна вложить в него это прозрение, а текст твой, в котором для *открытия* есть всё, но тебе – не хватило терпения, ума, интуиции… чтобы понять. А читатель оказался умнее и тоньше.
Такой читатель вернётся к твоим произведениям не раз и не два. Чтобы снова увидеть то, что тебе не увиделось, но ему открылось, а потом – возможно! – рассказать о своём понимании этого мира другим. Но натолкнёшь его на эти новые для него мысли ты.
А другой твой читатель будет, напротив, искать в твоих текстах то, чему сам он не может найти ответа. И чтобы нашёл, ты поговорить с ним должна, а не с горы Олимп загорелые прелести показывать!
Не шокируй искусственно. В жизни много скорби подлинной.
Не придумывай чувства. Наблюдай!
Твой читатель – твоя ровня. Вот кто читает тебя, все на одном уровне с тобой. Они ростом могут быть повыше, или пониже, или коленку от усталости кто подогнул, или на цыпочки кто приподнялся, но стоят они на одной ступеньке с тобой.
Ты вверх – и читатель за тобой. Потянется-потянется, если ценит тебя. А вот если ты вниз шагнёшь, себе изменишь – прежний твой читатель на тебя сверху смотреть станет. А потом и вовсе уйдёт искать другого. Новый набежит, конечно, но вот пойдёт ли за тобой на ступень выше, если ты подняться захочешь?..


Давно это было. И не мне одной он, мастер мой, Михал Петрович Лобанов, говорил это. И не такими словами. Но каждый семинар сыпал он нам, студентам разновозрастным, горстями истины – как семена русскому полю дарил; они разлетались, и кто хотел, собирал в тетрадочку, кто не хотел, с лёту клевал, на память надеясь.
А я записала. Тогда – в тетрадочку, сегодня – вам отдала...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.05.2015. Не злопамятный - запиши