Первичность духовного мира

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

«Сведенборг, подобно Брайенту и другим синкретистам, уже знакомым Блейку, был убежден в существовании древних истин, которые надлежит заново открыть <…>. Египетские иероглифы, греческая и римская мифология и современное франкмасонство суть последние остатки того знания, что на протяжении многих веков было утрачено для Мира. Досточтимый Эмануэль Сведенборг дивным образом воскрешает для нас сию давно позабытую Тайну. Но что же это за тайна?
Это – отверзание врат. Это твердое знание того, что природа и материальный мир – сосуды вечности. Тайна эта имеет отношение к «алхимической печи», в которой открывается духовный мир, и она тесно связана со Сведенборговой доктриной о «соответствиях», согласно которой любая материальная форма отражает или содержит свой духовный исток, выявляя «Троякий Смысл, а именно, Небесный, Духовный и Природный… в каждом смысле это Божественная Тайна, вверенная, соответственно, ангелам трех небес, а также людям на земле».
Сведенборг также верил в существование Великого, или Небесного, Человека: «Бог есть сам Человек. На всех небесах нет иного понятия о Боге, нежели понятие о Человеке; причина же тому – что Небо и в целом и в частях тоже имеет форму Человека. А в силу той причины, что Бог ест Человек, все Ангелы и Духи тоже суть Люди в совершенной форме». (С. 166-167)
Согласно учению Сведенборга «сразу же после смерти материального тела (каковому никогда уже не суждено воскреснуть) человек вновь воспаряет к своему духовному или сущностному телу, в котором он и пребывает впредь, в совершенно человеческом обличье». (О Небесах и Аде, параграф 440) (с.165) // (Цит. по: Акройд П. Уильям Блейк: Пер. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 672с., ил.)



Другие статьи в литературном дневнике: