Дискуссия о современном гуманитарном образовании.

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

Татьяна Касаткина:
Думаю я о том, что преподавание истории философии, а не философии, истории богословия, а не богословия, истории теории литературы, а не теории литературы (да, сейчас и это уже так - и это было шагом вперед по сравнению с преподаванием одной общей единственно верной теории - но сейчас уже становится проблемой) - лишает того, кто мог стать философом, богословом и теоретиком главного, что могло его таким сделать - метода. Он никогда не видел, как рождается метод, как работает на его глазах метод. Он только слышал рассказ о его рождении и его работе. Рассказ среди других рассказов о других методах. И из этих рассказов/пересказов всегда исчезает нечто, что обладает способностью зачать в другом ЕГО метод. Такой способностью обладает только зрелище метода, рождаемого и практикуемого на глазах учащегося.
То есть - следовало бы преподавать кроме истории философии - философию, кроме истории теории (литературы и культуры) - теорию, кроме истории богословия - богословие. И это должен преподавать человек, имеющий наглость создавать свой метод. И - да - философ и историк философии - это разные люди и разные специальности. Философ работает не с философскими системами (как историк философии) - а с вещами мира, теоретик - не с историями теорий - а с художественными текстами. И т.д.
Я знаю, что это крайне непопулярная точка зрения.
Буду рада, если те, кто решат это прокомментировать, будут утруждать себя хотя бы минимальной аргументацией.


Наталья Шлемова: Уважаемая Татьяна, философ работает со смыслами/понятиями. Философами рождаются, философоведами становятся. Это общеизвестно. Современный образовательный стандарт не оперирует понятием "метода" в принципе, но - узкой компетенцией (или "натаскать" студента на элементарные навыки, как на ЕГЭ выпускника). С позиций стандарта, если Вы преподавали в вузе, о знании вообще не идет речь, вводится интерактивность как способ подачи материала. Метод был в Академии Платона: сократический диалог или майевтика. И цель такого метода заключалась в соединении личности ученика с Духовной триадой. То есть, это было д у х о в н о е (но не религиозное!) образование и развитие, допускающее сомнение и критику. П р и п о м и н а н и е врожденного знания Души, - по Платону. Современный образов. стандарт не предусматривает в принципе воспитание духа человека. Нет таких гуманистических задач у постиндустриального общества.)) Есть узкая прагматическая компетенция. Философия, по стандарту, с этого года читается на 1 курсе, в 1 семестре, в объеме 18 лекц. часов и столько же - семинарских. Метод в этом пространстве показать можно, но программу не вычитать. Как показывает практика, методу надо учить не в государственной системе образования (бакалавриат называется), а в частной духовно-философской школе, владеющей методологией универсального знания, соединения конкретного разума личности с высшими духовными структурами. Собственно, метод - это искусство, озарение, художественный или духовный экстаз. Его можно передать только из уст в уста, как эзотерическое знание. А современн.обр.стандарт запечатывает/цементирует мозги и души, а не распечатывает их. За метод, к Вашему сведению, сегодня в большинстве вузов (столичных во всяком случае) изгоняют! Стереотипное, тоталитарное сознание чиновников от науки и образования не дремлет. Ибо метод - это Свобода! что опасно.)) Посему, профессоров философии много, а философии - нет! Аналогичная ситуация в теории литературы (где бахтинский метод? - в архиве, история....). Мы в мертвой парадигме образования завязли. Точка нуля. Ушло Общение, Диалог из системы высшего образования. Навыки, компетенция, прагматика - натаскивание. Стадия полной неопределенности. А в умах чиновников - атавизм. Остается надеяться лишь...! С наступающим хорошим Новым годом! Света метода, его источником может быть только Душа, Дух, Бог. (P.S. Кстати, какую философию или историю философии преподают сегодня на Философском ф-те МГУ: 80% учебной программы отведено под "Философию науки" - дабы угодить минобр.) Альтернативная система образования нужна как воздух.


Александр Седов: Так ведь таких настоящих мыслителей на миллион человек не так много. Они, по возможности, и преподают свой метод. Например, в рамках спецкурса. Или в рамках рассказов о Шерлоке Холмсе.


Наталья Шлемова: Вопрос в том, что таких возможностей всё меньше и меньше становится в условиях нового стандарта: спецкурсы уступают место компетенциям, высосанным из пальца профильным дисциплинам. И причина всему - мракобесие бакалавриата - неполного высшего образования. Практически классического университетского образования сегодня нет.


Светлана Коппел-Ковтун: Свой метод рождается сам. Зачать нужно в человеке не метод, а личность. Погрузить в среду - да, показать других - да, но научить методу можно только чужому. Свой - не извне приходит, а изнутри. Это дар, а не приобретение. Потому всё правильно. Были бы только преподаватели не случайные люди, а любящие своё дело. Хороший ученик найдёт учителя сам среди тех, кого будет изучать, потому что учитель его тоже ищет. Это ведь тайна, как книги нас находят. А Мамардашвили считал, что написанная для меня книга окажет на меня влияние, даже если я её не прочту. Наверное так и есть. Настоящее, творческое в нас - это какая-то единая река света, она течет вне времени и пространства внутри сердец. И когда ученик готов, она приходит к нему и даёт ему в том числе и метод - свой, вне подражаний.


Елена Черникова: Понимаю, как мне кажется, основную трудность. Реализовать предлагаемый Вами подход - рождение метода вживую - значит породить свободного человека, умеющего намного больше, чем требуется от практикоориентированного образованьки с пятьюдесятью тремя компетенциями (извините за матерное слово), рассованными по юнито-модульным карманам.
_____________
В российских вузах вся методология до сих пор марксистская.


30.12.2017
Из Фейсбука



Другие статьи в литературном дневнике: