***

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

"...предлагаю всем заинтересовавшимся описание РЕАЛЬНОГО ДУХОВНОГО ОПЫТА, который пережил Франклин Меррелл-Вольф — американский «философ, математик (он был профессором этих дисциплин в нескольких университетах США), мистик и духовный учитель». Так, во всяком случае, представляет его сайт www.franklinmerrell-wolff.com. Я бы лично представил его прежде всего как йога.
Книга Меррелл-Вольфа «Пути в иные измерения» составлена из дневниковых записей, которые он начал в августе 1936 года, спустя некоторое время после духовных переживаний, внезапно обрушившихся на него. Итак:

«17 августа 1936 года. Невыразимый переход наступил десять дней назад…
Отдыхая после бессонной ночи, проведенной за рулём, я просматривал некоторые разделы «Системы Веданты» Пауля Дойссена, чем занимался более или менее систематически уже недели три. Книга Дойссена представляет интерпретацию Веданты в системе западной философии на основе комментариев Шанкары к Брахма-сутрам…
Я читал, сидя в кресле-качалке на балконе. Вместо того, чтобы читать по порядку, я сразу обратился к разделу, посвящённому Освобождению, поскольку чувствовал к нему какое-то особое влечение. Я бегло просмотрел текст; изложение было чрезвычайно ясным и убедительным. И вот, когда я погрузился в размышления над прочитанным, меня вдруг осенило, что общей ошибкой в высшей медитации, цель которой — Освобождение, был поиск какого-то тонкого объекта познания, иными словами, чего-то, что можно испытать. Конечно, теоретически я давно знал ошибочность этого положения, но ещё не постиг, а именно — не признал её (тут тонкое, но очень важное отличие). Так вот, я сразу же оставил надежду на то, что что-то должно произойти. Затем, с открытыми глазами, не останавливая деятельности ни одного чувства, а значит — без какого бы то ни было транса, я извлек субъективный момент (элемент «Я» или «Атман») — из всей полноты и многообразия объективного сознания. На нём я и сосредоточился. Естественно, я обнаружил то, что с относительной точки зрения является Мраком и Пустотой. Но я осознал это как абсолютный свет и полноту, и осознал, что оно — это Я.
Конечно, я не могу сказать, что оно такое по своей природе. Сознание неотносительное неизбежно искажается относительными формами сознания. Я не только не мог бы передать это другим, — я не мог бы удержать этого даже в своём собственном относительном сознании: сознании в пределах ощущений, чувств или мыслей. Всякий мыслитель-метафизик сразу поймет, что это невозможно. Я был готов даже к тому, что личное сознание не примет в этом Постижении вообще никакого участия. Но, к счастью, это оказалось не так…
дыхание изменилось, но не в плане заметного замедления или ускорения, разве что оно было чуть медленнее обычного. Главная перемена состояла в каком-то тонком свойстве, связанном с воздухом. Казалось, что в воздухе разлита какая-то незримая субстанция неописуемой сладости. Описываемое ощущение сопровождалось прекрасным самочувствием, даже чисто физическим. Оно походило на счастье или радость, хотя эти слова не слишком точны. Это удивительное состояние далеко превосходило ценность любой из сравнительно известных разновидностей счастья и совершенно не зависело, скажем, от красоты или удобства окружения, которое в то время было скорее суровым и не столь уж привлекательным. Подобное свойство, связанное с воздухом, мне уже приходилось испытывать, хотя и не в такой степени, на больших высотах в горах. Однако в данном случае высота была всего тысяча восемьсот футов и воздух был далеко не бодрящим, напротив — очень тёплым. После внимательного анализа внутренних ощущений я обнаружил, что это особое свойство воздуха, вроде эликсира, было заметнее всего при выдохе, а значит — не исходило из окружающего воздуха. Дыхание уже не было чисто физическим процессом, но, казалось, проникало весь организм как нежная ласка, принося удовольствие и покой. Оно было как амброзия…
. Я нашёл себя выше вселенной, но не в том смысле, что я покинул физическое тело и вышел в бесконечное пространство, а в том, что я выше пространства, времени и причинности. Я почувствовал себя каким-то неуловимым, но чудесным образом свободным. Я поддерживал всю вселенную, но не был связан с нею. Желания и стремления становились всё более призрачными. Все мирские почести не способны были воодушевить меня, и сама физическая жизнь казалась нежелательной. В последующие я неоднократно пребывал в состоянии глубокого размышления, обдумывая идеи, которые были настолько отвлечёнными, что для них не существует понятий. Я как бы проник в настоящую библиотеку знания; вся она была ещё менее конкретной, чем самая абстрактная математика. Личность покоилась в каком-то, я бы сказал, нежном сиянии счастья, — хотя и очень тонком, однако настолько сильном, что в сравнении с ним становилось ничтожным любое чувственное удовольствие.
Подобным же образом пропало чувство мирской боли. Я как бы взирал на мир, вопрошая: «Что же тут интересного? Что есть такого, что стоило бы усилий?» Меня интересовало лишь одно — чтобы другие души также осознали то, что осознал я, ибо в этом — единственный эффективный ключ к решению их проблем. Маленькие человеческие трагедии не вызывали во мне отклика. Я видел одну великую трагедию, причину всех прочих, — отсутствие осознания человеком своей собственной божественности. И я видел, что существует только одно решение — осознание этой Божественности.
С этого дня я неоднократно пребывал в Потоке амброзии. Часто я входил в него с лёгкостью движения мысли. Иной раз он прорывался сам. Мыслительная и телесная активность могут продолжаться в нём, если не нарушается своего рода лёгкая внутренняя сосредоточенность. Но сосредоточение сознания на деятельности интеллектуальной или физической прерывает поток. Присутствие некоторых людей действует на него враждебно, тогда как других — нет. Интересно его действие на тело. Последствием этого удивительно нежного Потока со всем его утончённым удовольствием является чувство неуловимой усталости в теле, несколько напоминающей ту, которую испытываешь после периода затяжной боли. Физические усилия затруднительны. Причина этого, по-моему, очевидна. Одно из действий Потока — явно очищающее, и это действие на материю тела является своеобразным испытанием. Нет никаких эмоциональных или интеллектуальных неудобств, за исключением того, что без этого Потока мир кажется пустым…
Я изучаю действие Потока на других. Шарифа реагирует на него немедленно и узнаёт его присутствие иногда даже раньше меня. Он захватывает аудиторию, но те, кто до сих пор признавали лишь сознание значительно более низкого свойства, как будто не воспринимают эту амброзию…».



Ловлю себя на том, что в книге Меррелла-Вольфа «Пути в иные измерения» действительно есть «крючок-магнит», подключающий к иным пространствам и состояниям, связанным с Анандой/блаженством в чистом виде: как тонкий полутон над цветом, как тонкие энергии невыразимых чувств, как несказанное звучание поверх слов… - тончайшее лучезарное состояние, не вызванное ни чем иным, как праной духа.
И напрашивается восклицание, носителей Тонких энергий, соединяющих Миры, надо охранять законом, и насколько всё-таки метафизика тоньше науки.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.08.2018. ***
  • 15.08.2018. ***
  • 10.08.2018. ***
  • 09.08.2018. ***
  • 08.08.2018. ***
  • 02.08.2018. ***