Медалька

Мальхан: литературный дневник


Рылся в истории первого массового появления представителей чернокожего населения в Европе.
Вот такую любопытную информацию накопал:


«Стража на Рейне»


Эта медаль стала «бомбой» чеканной пропаганды. Символы, близкие к порнографическим, впервые были использованы в пафосном жанре медальерного искусства. Гетц «нафаршировал» своё творение огромным зарядом национального мазохизма. Грубая эротика и физиономия торжествующего африканца оскорбляли немецкое достоинство. Каждая деталь медали должна была возмущать немецких патриотов, сыпать перец на свежие раны национального самоуважения.


Почему же именно «Die Wacht am Rhein»? Любой немец знал эти слова – три поколения выросли на патриотической песне «Стража на Рейне». Это стихотворение было написано ещё в 1840 году Максом Шнекенбургером. Во время франко-прусской войны 1870 года стихи были положены на маршевую мелодию. Кайзеровская армия переходила Рейн и осаждала Париж, сделав эту песню символом немецкого триумфа. Фактически, «Die Wacht am Rhein» стала неофициальным гимном Германии.


Первые нацисты полюбили сочинение Шнекенбургера еще до появления песни «Хорст Вессель». В знаменитом голливудском фильме «Касабланка» (1942) оркестр, играя «Марсельезу», заглушает именно «Стражу на Рейне», которую поют немецкие офицеры. Последнему наступлению вермахта на Западном фронте (Арденны, декабрь 1944-го) Гитлер даст кодовое название «Die Wacht am Rhein».


Но всё это будет позже, а пока, в условиях 1920 года «рейнский дозор» превращается в рейнский позор. Оба берега Реки, воспетой поэтами, оккупированы французской армией. В насмешку над немецкой гордостью, французский Генштаб направляет в свои рейнские гарнизоны колониальные полки, сформированные из сенегальцев. Чернокожие солдаты перемещаются из тропиков в университетские города Рейнланда. Это были те самые африканцы, которых так ждали под Киевом герои «Белой гвардии» Михаила Булгакова («И где же сенегальцев роты?» - спрашивал Мышлаевский, а красавец Шервинский клялся, что «в одесском порту уже разгружаются две дивизии сенегалов»). Вместо Днепра африканцы попали на Рейн.


По сути, это было первое проникновение тысяч чернокожих мужчин в сердце старушки-Европы. До появления миллионов африканцев и мусульман в городах Старого Света, до постколониального возгорания пригородов Парижа должны пройти ещё десятки лет. Но тогда, в 1920-м году, газеты впервые сообщают о диких выходках чернокожих воинов. Драки, пьянки, изнасилования наводят ужас на бюргеров. Для обслуживания сенегальских полков создаются особые бордели с немецкими женщинами.


Казалось, что унижению Германии не будет конца. Карл Гетц своей медалью специально давит на болевую точку национального самолюбия, горько иронизируя по поводу негритянской «Вахты на Рейне». Мол, как звучат строки Макса Шнекенбургера: «И юный немец рвется в бой, Границу заслонить собой, И клятва юноши тверда: «Немецким будет Рейн всегда!», - если и юноша искалечен, и армия разогнана, и Рейн стал французским?! «Звучит присяга, плещет вал, Знамена ветер растрепал, Спокоен будь, край отчий наш, Тверд и надежен страж, На Рейне страж» - как можно петь сейчас эти старые слова, если стражем Рейна стал вчерашний обитатель джунглей?!


Мюнхенский медальер симпатизирует националистическим кругам Германии, но он никогда не становится нацистом. Гитлеровцы кажутся ему слишком примитивными и грубыми, но именно Карл Гетц создаёт первую в истории медаль с изображением Гитлера – на память о попытке «пивного путча» 1923 года. Именно Гетц с его художественным талантом чеканит первую медаль с профилем Адольфа-канцлера – уже в марте 1933 года.


Пока Гетц прославляет в медалях Берлинскую Олимпиаду и взятие Парижа, гестапо истребляет генетические последствия «Вахты на Рейне». В университетских клиниках были принудительно стерилизованы 385 подростков-негритят, родившихся в результате контактов африканцев с немками.


Старый медальер прославлял в бронзе победы вермахта под Харьковом, но никогда не проявлял в своём творчестве антисемитские мотивы. Темой его последних медалей 1944-1945 годов стали архитектурные памятники Германии, разбомбленные англо-американской авиацией. Карл Гетц встретил своё 70-летие с парализованной правой рукой. Художник умер в сентябре 1950-го, застав возрождение на Ближнем Востоке той маленькой страны, чьё покорение римлянами натолкнуло его на китчевый шедевр 1920 года.


Изображение обеих сторон этой медали вы можете увидеть, если пройдёте по этой ссылке:
http://gazeta.rjews.net/Lib/briman/051111-briman.shtml



Другие статьи в литературном дневнике: