Я рожден в Советском Союзе

Мальхан: литературный дневник

За приятными хлопотами по подготовке к Новому году, уверен, не пройдет незамеченным завтрашний день – 30 декабря. Не сможет его без внимания пропустить многочисленная армия тех «граждан со стажем», о ком поет Олег Газманов: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». Дата-то какая сегодня – ровно 90 лет назад был образован Советский Союз.


Не удивлюсь, если на страницах всяческих изданий (от классических печатных до виртуальных) в эти предновогодние дни появятся материалы, отличающиеся лишь количеством «минусов» в оценке нашего общего прошлого. Да, далеко не все, что включало в себя обширное понятие «Советский Союз», нравилось нам тогда, не нравится и с высоты знания сегодняшнего дня. Но лишь сумасшедший выплескивает вместе с водой ребенка. И как бы кому-то ни хотелось, СССР рано (если когда-нибудь вообще будет возможно) списывать с исторических счетов. Даже самым отъявленным антисоветчикам это не под силу уже хотя бы потому, что две трети ныне живущих на постсоветском пространстве – это как раз те люди, которые рождены в Советском Союзе. Они строили и защищали его, как свою родную страну, росли на его земле, будучи детьми, и растили потом своих детей. И обладай они в 1991 г. неким волшебным зеркалом, позволявшим, как в сказке, заглянуть в будущее, наверняка совсем по-другому повели бы себя, не дали развалить Союз, на смену которому пришли парад республиканских суверенитетов, частокол госграниц, межнациональные и межэтнические конфликты. И – очередной акт рассеяния русского народа.


Касательно юбилея Советского Союза хотел бы провести для читателей, особенно молодых, неискушенных, небольшую историческую экскурсию. Вспомним вместе основные вехи нашего некогда единого Отечества, вслушаемся в могучую поступь одной из двух существовавших в мире сверхдержав.


Понятно, что отправной точкой станет сама дата рождения – 30 декабря 1922-го. В этот день был подписан, а затем на 1-м Всесоюзном съезде Советов утвержден «Договор об образовании СССР» в составе четырех советских социалистических республик – Российской Федеративной, Украинской, Белорусской и Закавказской Федеративной. Правда, исполнительные союзные органы были созданы лишь в июле 1923-го, а Конституция появилась вообще в январе 1924-го, но это не помешало первым шагам юного союзного государства.

Несмотря на постоянное муссирование в советской литературе
роли В.И. Ульянова-Ленина в создании Советского Союза, его истинными крестными отцами оказались М.И. Калинин и И.В. Сталин, что и зафиксировано на картине «Подписание договора об образовании СССР» художника С.И. Дудника


В подтверждение сказанного следует привести слова И.В. Сталина из письма В.И. Ленину: «Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т.е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т.н. единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность…» На письме появилась лаконичная резолюция: «Согласен с этим архиважным решением и поддерживаю».


Шло время, страна развивалась. Постепенно увеличивалось и число союзных республик, правда, за счет уменьшения самой Российской Федерации, поскольку новые республики выделялись из её состава.


Первый «полноценный» юбилей нового Союза пришелся на 1932 год. Это – год запуска Днепрогэса, успешного завершения первого 5-летнего плана развития (конечно же, с перевыполнением на девять месяцев). Год, который подарил стране новое административно-территориальное деление на области, заменившие губернии. Год внедрения паспортной системы. Год начала массовой коллективизации. И он же, год юбилейный, стал временем страшного голода на Правобережной Украине, в Поволжье, на Дону и Южном Урале.


Понятно, в этих условиях никаких особых торжеств по случаю первого 10-летия первого в мире государства рабочих и крестьян не проводилось. Зато был дан старт реализации сталинского указания, которое оказалось пророческим: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут».


Точность прогноза подтвердил следующий юбилейный год – 1942-й. Заложенная в предшествующее десятилетие военно-экономическая база позволила Советскому Союзу выдержать удар едва ли не всей Европы, мобилизованной Гитлером на войну против СССР. Именно 30 декабря 1942-го началось проведение знаменитой операции «Кольцо», ставшей венцом Сталинградской битвы и началом освободительного движения Красной армии на запад.


Помните фильм по одноименному роману Юрия Бондарева «Горячий снег»? Он как раз о событиях тех последних декабрьских дней, когда полчища вражеских танков шли на выручку окруженной под Сталинградом армии Паулюса.


В праздничном приказе наркома обороны, посвященном 20-летию со дня образования СССР, говорилось: «В оборонительных и наступательных боях Красная Армия за время войны вывела из строя до 9 миллионов немецко-фашистских солдат и офицеров, из них – не менее 4-х миллионов убитыми на поле боя. Полностью разгромлены румынская, итальянская и венгерская армии, брошенные Гитлером на советско-германский фронт. Только за последние три месяца разбито Красной Армией 112 дивизий противника, при этом убито более 700 тысяч и пленено более 300 тысяч человек. И в этом сила нашего советского государства, отмечающего в эти дни свой праздник. С наступающим новым 1943-м победным годом!» Впереди были Курская дуга, битва за Днепр, освобождение от оккупации всех своих земель и вхождение в Восточную Европу и, конечно же, Берлин. Но первые слова о будущей Великой Победе были сказаны именно в день 20-летия образования Советского Союза.


Год третьего десятилетия со дня образования Союза ССР был, если так можно выразиться, не совсем обычным. С одной стороны, страна и ее народы уже семь лет жили в послевоенном мире. С другой – на Дальнем Востоке разразилась Корейская война, в которой принимали участие и многие советские воины. Наши люди искренне радовались воздушным победам «китайских добровольцев» и «корейских» летчиков, защитников неба Северной Кореи. И лишь немногие знали (хотя многие, конечно, догадывались), что за спиной воевавших двух Корей стояли США и СССР.


Летчики, сбивавшие американские «Сэйбры», были не с такими раскосыми глазами, но с «типично восточными» фамилиями Ли Си Цын, Суть Янь Гин, Щу Кин


1962 год стал особым в жизни страны и ее народов. Были уже залечены раны войны. Дана оценка, во многом субъективная, по-хрущевски, сталинизму. Советский Союз стал первым в космосе. Удалось сравнительно безболезненно разрешить Карибский кризис вокруг Кубы, чуть не приведший СССР и США, а за ними и всю планету к ядерной войне. В результате от советских границ были убраны ядерные ракеты США.


Во внутренней жизни страны тот год был отмечен новочеркасским расстрелом, когда растущее недовольство хрущевской политикой со стороны трудящихся масс было «снято» сугубо по-сталински. Тем не менее к своему 40-летнему юбилею Советский Союз подошел признанной и сильной мировой державой.


Самым значимым из юбилеев в советской истории стал год 1972-й, год 50-летия СССР.


Юбилейный почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного
Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, вручавшийся
как самая дорогая награда наиболее отличившимся трудовым и воинским коллективам в ознаменования 50-летия Советского Союза


В стране уже восемь лет было новое, «брежневское» руководство, а в жизни появилось то, чего так хотелось людям за все послевоенные годы – стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Восьмая пятилетка (1966-1970) по темпам роста общественного производства была одной из наиболее удачных за всё послевоенное время. Валовой общественный продукт вырос на 13%. Среднегодовой рост производительности труда составил почти 7,5% (в предшествующей пятилетке – 5,8%). В строй вступили около 1900 промышленных предприятий, в т.ч. первая очередь Волжского автомобильного завода в Тольятти, Западно-Сибирский металлургический комбинат и другие. Шла экономическая (косыгинская) реформа.


Были и настоящие духовные свершения. Специально к 50-летию образования Советского Союза был снят, наверное, самый лучший фильм о защитниках Отечества – «Офицеры», побивший все рекорды кинопроката 1971-1972 годов. Гордились мы тогда нашей армией и флотом…


Да и если честно сказать, то все 1970-е стали звездным часом Советского Союза, его орбитами поступательного развития. И не надо лукавить: все мы гордились своей Родиной, радовались жизни в нашем едином пространстве и думали о светлом будущем, как о неизбежном.


Правда, начало 1980-х, мягко говоря, стало настораживать. В воздухе все меньше пахло переменами, хотя их ждали, на них надеялись. Ощущение того, что вот-вот что-то произойдет, нарастало. Ждали очередного юбилея – 30 декабря 1982-го, как возможный знак изменения к лучшему.


Но ноябрь 1982-го стал далеко не революционным. Позднее стало модным говорить, что «эпоха Брежнева» была «эпохой прежнего», и рассказывать анекдоты о тогдашнем лидере страны. Но вспомните: после первых же слов диктора ЦТ Игоря Кириллова вечером 11 ноября о кончине Л.И. Брежнева у многих из нас екнуло сердце в ощущении конца целой эпохи. Люди, прошедшие сложную и мудрую школу жизни, уже вслух заговорили, что ни по Брежневу, ни по-прежнему уже не будет. А что ждало впереди? В любом случае было не до торжеств в связи с 60-летием СССР.


Опасливые ожидания стали быстро оправдываться, ведь начало 80-х стало «похоронной пятилеткой», сначала для престарелых лидеров, а затем и страны в целом.


Начиная с 1985 года, резкие и непредсказуемые политические жесты нового лидера страны с его «новым мышлением», призывами к «перестройке» и «обновлению», с всё забалтывающим языком, расшатывание общественного порядка и усугубление экономического кризиса рушили последние надежды людей на скорый и благополучный выход из исторического пике, в котором оказалась страна. Народы подняли руку друг на друга, страна содрогнулась от кровавых конфликтов в Нагорном Карабахе и Южной Осетии, Оше и Фергане, Тбилиси и Баку. Союзные республики начали искать пути спасения, покидая борт тонущего корабля с надписью «Советский Союз» на борту. Увы, до своего 70-летия Союз ССР не дожил…


26 декабря 1991-го наступила его физическая кончина. Но след, оставленный Советским Союзом в истории, не растает. Живет он и в нашей памяти. Да и как не помнить о державе, которая за сравнительно короткий исторический период прошла путь, на который иным развитым (и даже очень) странам потребовались целые столетия.


Это была наша Родина, она для многих из нас таковой и остается, несмотря на всякие исторические коллизии. Спустя два десятка лет социологические опросы в разных странах СНГ свидетельствуют: больше половины населения до сих пор воспринимает распад СССР как страшную геополитическую катастрофу, больно, а подчас и смертельно ударившую по судьбам десятков миллионов наших соотечественников.


Лично я этот день не пропущу и вспомню всё лучшее, что было, да еще и привлеку к этому Олега Газманова:
Украина и Крым, Беларусь и Молдова –
Это моя страна.
Сахалин и Камчатка, Уральские горы –
Это моя страна.
Красноярский край, Сибирь и Поволжье,
Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже …
<…>
Глинка, Толстой, Достоевский, Чайковский,
Врубель, Шаляпин, Шагал, Айвазовский
Нефть и алмазы, золото, газ,
Флот, ВДВ, ВВС и спецназ.


<…>


Даже Европа объединилась в союз,
Вместе наши предки сражались в бою.
Вместе выиграна Вторая мировая война,
Вместе мы самая большая страна.
Душат границы, без визы нельзя,
Как вам без нас, отзовитесь, друзья!
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР,
Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР.


Источник - http://rusedin.ru/2012/12/29/ya-rozhden-v-sovetskom-soyuze/



Другие статьи в литературном дневнике: