Статья Милы Логвиновой. Рекомендую.

Татьяна Чехова: литературный дневник

Эхом рассказа Саши Тумпа «Писатель и Критик» назвала свою статью «Много званных… или Автор и Читатель» автор нашего сайта Мила Логвинова.
http://www.proza.ru/2013/04/21/1492


Вот некоторые выдержки из этой умной и интересной статьи.


/Очень и очень часто читательский отзыв так же краток: «хорош рассказ», «понравилось», «замечательно написано» или выражение настроения (смеялся, плакал), упоминание какого-то эпизода из своей жизни, близкого к событиям в рассказе. Но это все безликие слова, не относящиеся напрямую к произведению. Где же читательское мнение? Какие мысли вызвало произведение?


Критик убирают с пути все лишнее. В этом его задача – не стоять на пути Писателя, но помочь, расчистив путь, чтобы творчество начинающего автора, набрав силу, стало мощным, широко текущим потоком.


Впрочем, не только это: поток – отнюдь не однороден, каждый ручеек приносит свое, и главное – не замутить воду. У каждого писателя особый путь, но все вместе – это общность, которая определяет «лицо» литературы в целом, в конкретный исторический период времени.


Много тех, кто «хочет писать». Хорошо ли это? Одного желания мало. Возможно, нужно объективно оценить собственные возможности и вовремя поставить точку: Писать Нельзя Молчать? Но разве менее престижно оставаться читателем?
Быть Читателем – тоже дар. Вспомните:
• «Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы»/3.


И здесь таится опасность: без доброжелательной, профессиональной критики автор, получая «серийные» отзывы-«одобряшки» от других авторов-читателей, легко превратится в графомана, но вряд ли станет писателем.


Потому необходимо ответственно подходить к уже написанному, никому не передоверяя правку текста (т.е. себя!): «Читать надо свои рукописи-то. Перечитывать себя надо».


Критик акцентирует внимание Автора на необходимости соблюдения единства замысла и точности слов, его выражающих, – именно писатель отвечает за то, «что просыпается в читателе» при чтении, какие размышления и намерения возникают при этом.


Писатель, по сути, – учитель Читателя, и сказанное ним должно быть точным выражением мыслей и чувств:
«Хотел одно, сказал другое, а читатель понимай, как душа положит. А душа дело такое – её учить надо. Иначе бы, что она на земле делала? Учиться пришла! Вот и учите её. В смысле, – читателя учите».


Предъявляя требования к Писателю, автор не обходит внимание и читателя:
«…книга, как музыкальный инструмент, настраивает её автор. А играет читатель. И от таланта читателя уже зависит, что он на ней сыграет, но инструмент должен быть настроен».


Так что стоит учить «нотную грамоту», чтобы сыграть написанную другим мелодию, не фальшивя. Важна не только техника исполнения, но и собственное восприятие. Не только воспроизвести мелодию по нотам, но и выразить в ней свое, тронув чуткие струны души.


Не противостояние, но сотрудничество Критика и Писателя. Шаги навстречу друг другу – не для того, чтобы сойтись в дуэли, а для того, чтобы вместе создать общее пространство, необходимое для общения друг с другом. И, главное, – услышать, осознать сказанное тебе.


очень редко Автора интересует общая оценка его труда, когда свою работу он отдал людям. Его интересует оценка определенного контингента в неограниченном круге лиц, для которых доступно его произведение.


Думаю, полярные мнения, высказанные Своим Читателем, более интересны. Однообразные «понравилось» и «так держать» – это лишь общие слова. Неплохо бы читателю уточнить, чтО именно понравилось и чтО (и почему) вызывает сомнения.


Однако при этом стоит усвоить урок, преподанный Критиком: излагая собственное суждение, не стоит навязывать Автору свое мнение, высказывать его в категоричном, агрессивном тоне «всезнайки». Достаточно – посеять сомнения у автора и дать ему возможность поспорить с собой.
Обычно слушают не того, кто громче всех кричит, а того, кто говорит спокойно, по существу, не теряя самообладания.


Нереальная прежде, но ставшая доступной возможность для Читателя – задать автору вопросы и получить ответы онлайн, из первых рук. По горячему следу написать автору о том, что показалось лишним, ненужным в тексте, т.е. самому окунуться в процесс творчества. Именно сетевая литература позволяет это сделать.
© Copyright: Мила Логвинова, 2013
Свидетельство о публикации №213042101492



Другие статьи в литературном дневнике: