Подготовка к критич. статье

Роза Ветров 1: литературный дневник

М А Т Е Р И А Л О
П Р А В О С Л А В И И .
*******************
ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех основных ветвей христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом, организационно оформившаяся после разделения церкви на западную (католическую) и восточную (1054 г.).


Основу вероучения ПРАВОСЛАВИЯ составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание.


Главные принципы православного богословия, практики таинств и богослужения были сформулированы в IV в. и систематизированы в основном в «эпоху Вселенских соборов» (IV—VIII вв.).


В то же время за пределы «эпохи Вселенских соборов» выходят богословские синтезы Симеона Нового Богослова (X в.); Григория Паламы (XTV в.) и Николая Кавасилы (XIV в.), а также последующая традиция русских богословов.


Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой (толкованием) Библии и высказываниями раннехристианских авторов (Отцов церкви).


Главные догматы ПРАВОСЛАВИЯ выражены в решениях семи Вселенских соборов — прежде всего первых двух (325 и 381 гг.), принявших Символ веры.


Это — монотеизм (вера в Единого личностного Бога, по своей воле сотворившего мир из ничего);


исповедание Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа как трех лиц Святой Троицы;


признание в единой личности Иисуса Христа божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями и волями.


Центральный догмат ПРАВОСЛАВИЯ — признание искупительного подвига Христа.


Характерными чертами ПРАВОСЛАВИЯ являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей.


В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых.В вечность войдет не только душа человека, но и его тело.


Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты.


Основной принцип православной сотериологии — синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати.


Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной. Православная этика и аскетика более говорят о путях, которыми человек впадает в греховное состояние и которыми может выйти из него; при этом в ПРАВОСЛАВИИ слабо разработана социальная этика.


Основной принцип социальной доктрины ПРАВОСЛАВИЯ — «симфония» — предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества, в котором (в идеальном случае) государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а церковь не стремится поставить под свой контроль политику государства.



http://sr.artap.ru/p_orthodoxy.htm


Тема : Православие
По дисциплине : РПЦ в истории России
Проверил: К.И.Н. доцент
Гостева С.Р.
Воронеж 2010
План реферата:
1. Православие как разновидность христианства
2. Особенности православного вероучения и культа
3.Заключение
4.Список использованных источников
Православие как разновидность христианства
Православие (от греч. правоверие) — одно из трех главных, наряду с католицизмом и протестантизмом, христианских вероисповеданий распространенное преимущественно в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось православие как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Православие не имело единого церковного центра, так как с начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена, как отмечалось, в руках четырех патриархов — Константинопольского, Александрийкого, Антиохийского и Иерусалимского. При этом Константинопольский патриарх, хотя и именовался вселенским, был всего лишь першим среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским, т. е. главой как восточной, так и западной церквей. Борьба между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII — начало VIII в.) Папа Римский выходит из-под юрисдикции византийского императора и его позиции усиливаются. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет несколько важных территорий, на которых консолидируются самостоятельные церковные организации.
Как и католицизм, православие сформировалось в начале средних веков. Католицизм и православие едины в безоговорочном принятии таких фундаментальных мировоззренческих принципов, как теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм и ревеляционизм. Рассмотрим каждый из этих принципов.
Теоцентризм. В соответствии с этим принципом источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Служение Богу рассматривается как основа нравственности, подражание и уподобление ему — как высшая цель человеческой жизни. Исходящее от теологии требование представлять Бога бытием абсолютным и единственно истинным заставляло таких мыслителей, как Ориген, Иларий, Августин и Боэций, углубляться в вопросы онтологии(раздел философии, изучающий бытие) и уточнять понятия "бытие", "существование", "сущность", "субстанция", "акциденция", "атрибут", "модус", "качество", "свойство" и др. Следует отметить, что в анализе этих понятий был сделан шаг вперед по сравнению с предшествующей эпопей, Онтологическая терминология, давно употреблявшаяся греками, впервые обрела твердые латинские эквиваленты, вошла в философский лексикон средневековья и посредством его перешла в философию Нового времени.
Креационизм. Этот принцип гласит, что все изменяемое сотворено богом из ничего и, наоборот, все сотворенное изменяется и стремится и к ничтожеству. Указанный принцип наиболее обстоятельно расмотрел Августин, которому он послужил поводом для обсуждения Проблем изменения и развития.
Провиденциализм. Положение о том, что Бог перманентно правит созданным им миром, человеческой историей и поведением каждого отдельного человека, также было универсальным принципом. Применительно к космологии этот принцип приводил к идее мировой гармонии и осмысленности всех происходящих в мире событий. У Филона и апологетов он объединяется с концепцией Логоса, стимулируя интерес к проблеме единства бытия и мышления, мышления и языка. Провиденциалисткое воззрение на историю, особенно характерное для Августина, косвенно содействовало преодолению циклической концепции времени и утверждению важнейшего понятия исторического прогресса.
Персонализм. Этот фундаментальный принцип требовал понимания человека как "персоны" — неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога и наделенной совестью. С этой точки зрения каждая личность — это особый замкнутый мир, внутри которого невидимо действует борющиеся между собой силы добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонностей; мир, в котором есть свой суд (суд совести) и свой икон (внутренний логос, отражающий Логос божественный). Этот персональный мир фактически непроницаем для других людей и совершенно прозрачен только для Бога.
Ревеляционизм. Согласно этому принципу самый надежный и достоверный способ познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение, т. е. раскрытие перед человеком божественной воли и тайн бытия. Ревеляционизм не исключал других способов познания, однако часто делал их излишними. Стимулируя развитие герменевтики (искусство толкования), и в какой-то мере семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) ревеляционизм в то же время существенно сдерживал развитие опытного знания и научного новаторства.
Таковы важнейшие инварианты, позволяющие отнести православие и католицизм к одному духовному универсуму.
Однако наряду с общими позициями между православием и католицизмом существуют глубокие мировоззренческие различия, наметившиеся еще до разделения церквей и вызванные как разницей социальных условий Византии и Западной Европы, так и воздействием культурных традиций античной Греции и Рима. Базой для теологических конструкций православия была непосредственно воспринятая традиция греческой философии, прежде всего неоплатонизма(идеалистическое направление античной философии III—VI вв), придающего большое значение онтологическим проблемам и, что особенно важно, с его опытом такой организации религиозного переживания, при которой мистика и экстаз наиболее тесно связаны с мифологически-интуитивным восприятием логических категориальных конструкций. Без этого платоновско-неоплатонического опыта была бы невозможна православная христология с ее интуитивно-чувственным, почти наглядным продумыванием категориальных соотношений "ипостасей" в структуре триединства и "естеств" (и соответствующих им воль) в структуре богочеловечества. В западном богословии онтологическая проблематика проступает менее явственно. На его стиль более повлияла иная философская традиция — римский эклектизм с его субъективистским подходом, в рамках которого этатистско-юридический практицизм (Цицерон) и рефлектирующий психологизм (Сенека) дополняют друг друга. Ввиду этого для католической теологии Бог и человек суть, прежде всего субъекты воли, для православной — объекты онтологических процессов. Для первой наиболее важно найти гармонию между двумя волями либо в рационалистически-юридической плоскости, либо в рамках сентиментального переживания с установкой на индивидуалистический субъективизм (мистика); основная теоретическая проблема католицизма — соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли Бога. В этом смысле, как для католицизма, так и для протестантизма конструктивно важна (позитивно или негативно) теория предопределения, совершенно безразличная для православия. Православие ищет возможность объективного, сущностного приобщения человеческой природы к божественной (учение Афанасия Александрийского об "обожении", определившее стиль православной мистики). Основная теоретическая проблема православия — онтологическое соотношение человеческой и божественной природы в Богочеловеке.
В православии гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для христианского мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его вещественные проявлении. В католицизме этот момент представлен менее ярко. Во-первых, западная теология вносит в понимание триединства эмационистские и убординационистские черты, благодаря которым второе и особенно третье лицо троицы могут восприниматься как божество низшей категории; между тем именно с этими лицами связывается идея об отношении божества с человеком. Православие настаивает на том, что на воплотившемся Боге-Сыне и ниспосланном церкви Святом Духе верующий реально обладает всей полнотой божества без какого-либо изъятия. Во-вторых, католическая догматика ставит между Богом и человеком еще и категорию благодати, интерпретируя ее как чисто феноменальное проявление божества, внешнее относительно к его нуменальной сущности. Напротив, в православии благодать понимается иди непосредственное раскрытие божеского в человеческом, применительно к которому не может быть речи о грани между нуменальным и феноменальным. В "энергии" божества присутствует его сущность — таков приговор восточной церкви в паламитских спорах XIV в. Поэтому в религиозной философии православия важную роль играет представление об обожествленной материи, которое происходит через "усвоение" божественного эйдоса; причем в отличие от неоплатонизма православие учит о сущностном "взаимопроникновении" этих двух начал. Восточная теология склонна рассматривать освящение, очищение, которые происходят только в духовной, идеальной сфере и не получают так или иначе вещественного подтверждения, как недостоверные.
Обожествляющее преображение материи в понимании православия не только однажды имело место применительно к плоти Богочеловека (и регулярно воспроизводится в евхаристии), но оказалось возможным и в других сферах, например, в иконе. В ней православие усматривает не условное изображение, призванное вызывать сентиментальные религиозные эмоции, но предметное раскрытие сверхчувственного (такое понимание выкристаллизовалось в процессе иконоборческих споров). На первый взгляд иногда кажется, что иконы статичны и лишены искры жизни. Но вглядевшись в "Троицу" Андрея Рублева мы можем увидить, что внешнее движение, в большинстве случаев действительно сведенное к минимуму, уступает место движению внутреннему, углубленности, перенасыщенности духовной жизни. Покой Троицы — это духовное равновесие, ощущение незыблемости своего внутреннего мира, чувство вечности.
Эти и другие типологические различия западной и восточной теологии оформляются в догматических разногласиях. Православие отвергает западное добавление к символу веры (исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына).
Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но юридической ответственности за деяния Адама человек не несет. Поэтому в православии нет догмата о рождении Девы Марии в результате "непорочного зачатия" (т. е. такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в православии исключает и концепцию чистилища.
2. Особенности православного вероучения и культа
Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры, принятый на первых двух вселенских соборах (в 325г. — Никейским и в 381г. — Константинопольским, или Цареградским). Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Для ученого богословствования православная церковь предоставляет своим членам широкий простор; но в своем символическом учении она дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и рекомендует сообразовать всякое религиозное рассуждение, во избежание противоречия с «догматами», с «верою церкви». В этом смысле П. никого не лишает права читать Библию (как лишает мирян этого права католичество), чтобы извлекать из ее более подробные сведения о вере церкви; но оно признает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями св. отцов церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина, как это делает протестантство. П. не возводит учения человеческого, не содержащегося в Св. Писании и Предании, на степень учета богооткровенного, как это делается в папстве; оно не выводит новых догматов из прежнего учения церкви чрез умозаключение (как католическое filioque). не разделяет католического мнения о выше человеческом достоинстве личности Богоматери (католическое. учение о ее «непорочном зачатии»), не приписывает святым сверх должных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимою признается лишь церковь в ее целом составе, насколько она выражает свое учение посредством вселенских соборов. П. не признает чистилища, так как учит, что удовлетворение правде Божией за грехи людей принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия. Принимая семь таинств, П. «усвояет тем должное значение телесной нашей природе, как составной части существа человека, освященной воплощением Сына Божия», и в таинствах видит не знаки только благодати, но самую благодать; в таинстве евхаристии видит истинное тело и истинную кровь Христовы, в которые пресуществляются хлеб и вино. Благодать Божия, по учению П., действует в человеке, вопреки мнению реформатов, не неодолимо, а согласно с его свободною волей; наши собственные добрые дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Православные молятся святым, почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых (мощи) и иконы. Не одобряя католического учения о церковной власти, П. признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями, и допускает значительную долю участия в делах церкви со стороны мирян, в звании церковных старост, членов церковных братств и приходских попечительств (см. А.С. Павлов, «Об участии мирян в делах церкви», Казань, 1866). Нравоучение православия также имеет существенные отличия от католичества и протестантства. Оно не дает послабления греху и страсти, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одной верой, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношениях церкви к государству П. не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности, оставляя прикосновенною самостоятельность государства в сфере его власти, благословляя всякое его мероприятие, не противное учению церкви, вообще действуя в духе мира и согласия, а в известных случаях принимая от государства помощь и содействие. С догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы последних составляют семь главных обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них "под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать". Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник — Пасха. Затем идут такие праздники — Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. За этими праздниками следует пять праздников, называемых великими: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанны с престолами — святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому.
Заключение


Православие сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Как и католицизм, православие сформировалось в начале средних веков.
Основными принципами православной веры являются: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.
В православии гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для христианского мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его вещественные проявлении.
Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность к злу, но юридической ответственности за деяния Адама человек не несет.
Краеугольным догматом православия является учение о троичности божества.
Список использованных источников


1. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005.
2. Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2005.
3. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М., 1997.
5. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 2007.
6. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов на Дону, 2003.


Из реферата "Возникновение православия"


"Возникновение Православия


Исторически так сложилось, что на территории России, в основном, нашли свое место и испокон веков мирно сосуществовали несколько Великих мировых религий. Отдавая дань уважения другим Религиям, я хочу обратить Ваше внимание на Православие, как основную религию России.
Христианство (возникло в Палестине в I веке н.э. из Иудаизма и получило новое развитие после разрыва с иудаизмом в II веке) - одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).


В ходе формирования христианство распалось на три основные ветви:
- католицизм,
- православие,
- протестантизм,
в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.


ПРАВОСЛАВИЕ (что означает - правильно славить Бога) - одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в XI веке в результате разделения церквей. Раскол произошёл в период времени с 60-х гг. IX в . до 50-х гг. XI в. В результате раскола в восточной части бывшей Римской империи возникла конфессия, которую по-гречески стали называть ортодоксией (от слов “ортос” - “прямой”, “правильный” и “доксос” - “мнение”, “суждение”, “учение”), а в русскоязычном богословии - православием, а в западной части - конфессия, которую её последователи назвали католицизмом (от греческого “католикос” - “всеобщий”, “вселенский”).


Православие возникло на территории Византийской империи. Изначально оно не имело церковного центра, так как церковная власть Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. По мере распада Византийской империи каждый из правящих патриархов возглавил самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные церкви возникли и в других странах, в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.


Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.
Вероисповедную основу православия составляют Священное писание (Библия) и Священное предание.


Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Епископом может стать только монах. В настоящее время в православии выделены


Поместные Церкви


Константинопольская


Александрийская


Антиохийская


Иерусалимская


Грузинская


Сербская


Румынская


Болгарская


Кипрская


Элладская


Албанская


Польская


Чехо-Словацкая


Американская


Японская


Китайская


Русская Православная Церковь входит в состав Церквей Вселенского православия.


Православие на Руси


История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии.


История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.


Введение христианства на Руси было закономерным явлением по той причине, что в VIII - IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй.


Основные события в истории русского православия. В истории русского православия можно выделить девять основных событий, девять основных исторических вех. Вот как они выглядят в хронологическом порядке.


Первая веха - 988 год. Событие этого года получило название: “Крещение Руси”. Но это образное выражение. А фактически имели место следующие процессы: провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси и образование Русской христианской церкви (в следующем веке её будут называть Русской православной церковью). Символическим действием, показавшим, что христианство стало государственной религией, было массовое крещение киевлян в Днепре.


Вторая веха - 1448 год. В этом году Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной. До этого года РПЦ была составной частью Константинопольской патриархии. Автокефалия (от греческих слов “авто” - “сам” и “кефаль” - “голова”) означала полную самостоятельность. В этом году великий князь Василий Васильевич, прозванный Тёмным (в 1446 году он был ослеплён своими соперниками в межфеодальной борьбе), повелел митрополита из греков не принимать, а выбрать на поместном соборе своего митрополита. На церковном соборе в Москве в 1448 году первым митрополитом автокефальной церкви был избран рязанский епископ Иона. Константинопольский патриарх признал автокефалию Русской православной церкви. После падения Византийской империи (1553 г.), после захвата турками Константинополя Русская Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Православных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия. И до сих пор Русская Православная Церковь претендует на звание "третьего Рима".


Третья веха - 1589 год. До 1589 года Русскую православную церковь возглавлял митрополит, и поэтому она называлась митрополией. В 1589 году её стал возглавлять патриарх, и Русская православная церковь стала патриархией. Патриарх - высший сан в православии. Учреждение патриаршества подняло роль Русской православной церкви как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях. Вместе с тем одновременно повысилось и значение царской власти, которая опиралась уже не на митрополию, а на патриархию. Учредить патриархию удалось при царе Федоре Иоанновиче, а главная заслуга в повышении уровня церковной организации на Руси принадлежит первому министру царя Борису Годунову. Именно он пригласил в Россию константинопольского патриарха Иеремию и добился от него согласия на учреждение патриаршества на Руси.


Четвертая веха - 1656 год. В этом году Московский поместный собор предал анафеме старообрядцев. Это решение собора выявило наличие раскола в церкви. От церкви отделилась конфессия, которую стали называть старообрядчеством. В своём дальнейшем развитии старообрядчество превратилось в совокупность конфессий. Главной причиной раскола, по мнению историков, были социальные противоречия в России того времени. Старообрядцами стали представители тех социальных слоёв населения, которые были недовольны своим положением. Во-первых, старообрядцами стали многие крестьяне, которых в конце XVI века окончательно закрепостили, отменив право перехода к другом феодалу в так называемый “Юрьев день”. Во-вторых, в старообрядческое движение включилась часть купечества, ибо царь и феодалы экономической политикой поддержки иностранных купцов мешали развивать торговлю своему, российскому купечеству. И наконец, к старообрядчеству примкнули и некоторые родовитые бояре, недовольные потерей ряда своих привилегий.Поводом же для раскола послужила церковная реформа, которую осуществило высшее духовенство под руководством патриарха Никона. В частности, реформа предусматривала замену некоторых старых обрядов новыми: вместо двоеперстия троеперстие, вместо земных поклонов в процессе богослужения поясные, вместо крестного хода вокруг храма по солнцу крестный ход против солнца и др. Отколовшееся религиозное течение выступило за сохранение старых обрядов, этим и объясняется его название.


Пятая веха - 1667 год. Московский поместный собор 1667 года признал патриарха Никона виновным в произнесении хулы на царя Алексея Михайловича, лишил его сана (объявил простым монахом) и приговорил к ссылке в монастырь. Одновременно собор вторично предал анафеме старообрядцев. Собор проходил при участии патриархов Александрийского и Антиохийского.


Шестая веха - 1721 год. Пётр I учредил высший церковный орган, который был назван Святейшим Синодом. Этим правительственным актом были завершены церковные реформы, осуществлённые Петром I. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, царь “временно” запретил выборы нового патриарха. Этот “временный” срок отмены выборов патриарха продлился 217 лет (до 1917 года)! На первых порах руководила церковью учреждённая царём Духовная коллегия. В 1721 году Духовную коллегию заменил Святейший Синод. Все члены Синода (а их было 11) назначались и смещались царём. Во главе Синода на правах министра был поставлен назначаемый и смещаемый царём правительственный чиновник, должность которого называлась “обер-прокурор Святейшего Синода”. Если все члены Синода обязаны были быть священниками, то для обер-прокурора это было необязательным. Так, в XVIII веке более половины всех обер-прокуроров были людьми военными. Церковные реформы Петра I сделали Русскую православную церковь частью государственного аппарата.


Седьмая веха - 1917 год. В этом году было восстановлено патриаршество в России. 15 августа 1917 года впервые после более чем двухсотлетнего перерыва в Москве был созван собор для выборов патриарха. 31 октября (13 ноября по новому стилю) собор избрал трёх кандидатов в патриархи. 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя монах-старец Алексий вытянул из ларца жребий. Жребий пал на митрополита московского Тихона. В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов. 20 января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который “ отделял церковь от государства” Каждый человек получал право “ исповедовать любую религию или не исповедовать никакой “. Запрещалось любое ущемление прав по признаку веры. Декрет также “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего. После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями Советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны. Большевики расстреливали священников, служивших благодарственные молебны после падения местной Советской власти. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение "обновленчества". Часть же, не принявшая это движение и не успевшая или не пожелавшая эмигрировать, ушла в подполье и образовала так называемую "катакомбную церковь". В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин были рассмотрены программы радикального обновления Русской Православной Церкви. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозглашена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме. В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую "Русскую православную церковь за границей". До 1928 года Русская православная церковь за границей поддерживала тесные контакты с Русской Православной Церковью, однако впоследствии эти контакты были прекращены. В 1930-е годы церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 года началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. Всего в годы войны церковь собрала на военные нужды свыше 300 млн. рублей. Многие священники воевали в партизанских отрядах и армии, были награждены боевыми орденами. В течение длительной блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов. После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущёв.


Восьмая веха - 1971 год. В этом году Московский поместный собор снял анафему со старообрядцев. В годы “перестройки” (с марта 1985г.) в политике государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Киево-Печёрская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. В 1988г православная церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989г. впервые в советской истории церковные деятели стали депутатами СССР. Среди них были патриарх Пимен и его будущий приемник митрополит Алексий . Третьего мая 1990г. 80-летний патриарх Пимен скончался. Русскую Православную церковь возглавил патриарх Алексий 2.


И, наконец, девятая веха - 2000 год. В этом году в Москве состоялся архиерейский собор, который принял ряд важных для церкви решений. К лику святых было причислено 1024 человека, в том числе царская семья во главе с Николаем II. Был принят документ “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”. В нём излагаются принципиальные положения церковного учения об отношениях церкви и государства и об отношении церкви к ряду важных современных общественно значимых проблем. Существенным и новым моментом в социальной концепции церкви является провозглашение права церкви “отказать государству в повиновении”, “если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям”. Был принят также документ “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”. В этом документе очередной раз единственно истинной религией провозглашается православие, но в то же время признаётся возможным диалог с неправославными христианами.


Заключение


Итак, подведем итоги:


- православие вошло в историю России и сосуществовало в ней более тысячи лет. Большую часть этого времени православная религия оказывала серьезное влияние на жизнь государства;


- православие переживало спады: татаро-монгольское нашествие, октябрьская революция, и подъемы: принятие крещения, начало 90-х годов прошедшего столетия;


- православная церковь являясь отростком церкви византийской в свою очередь дала жизнь множеству ответвлений и церковных направлений;


- церковные лидеры в течении многих лет определяли, либо помогали определять правителям России политическое и экономическое устройство государства;


- особую драматичность судьба церкви приобрела после Октябрьской революции. Власть пролетариата и православная церковь не смогли прийти к соглашению. Этот раздор не принес России никаких положительных результатов;


- несмотря на смену правящих родов, изменения политического устройства, формы государства и т.д. православная церковь продолжает здравствовать и поныне.


Информация была взята


Сайты :


1. http://nik-o-religii.narod.ru


2. http://www.pravoslavie.ru/


3. http:// www.mospat.ru


4. pravoslavye.org.ua


Литература :


1. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.
2. “Христианство”. Издат. Торг. дом “Гранд”. 1998г.
3. Поиск надежды и дух утешения (очерки по истории религии). Издат. МСХА 1991г.
4. Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "Политиздат", 1989 г.




Из реферата о христианских религиях


Введение


Во все века и все народы задавались вопросом: “Для чего мы живем?” Искали смысл жизни, который не уничтожался бы смертью. Сегодня многие христиане ослеплены лживой пропагандой о “духовном единстве религий” и забыли предупреждение апостолов о том, что вне Христа нет спасения. (Л-1, Деян.4,11) Сейчас, когда имеется возможность по компьютеру познакомиться с другими религиями мира, как никогда актуально предупреждение апостола Павла : “… храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания.” (Л-1, 1Тим,6,20), ибо истина одна и нам это известно из Евангелия: “Иисус Христос, Он есть Истина, путь и жизнь”(Л-1, Ин14,6). Спасение – в выборе правильной веры. Любое искажение веры: ересь, суеверия, языческая и человеческая ложная мудрость уводит человека с пути спасения, потому что “тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную, и немногие находят их.” (Л-1, Мф7,14)
Вера – это особого рода знание, которое есть у каждого человека. Нужно познать, что Бог есть Любовь, а всем известно, что любить может только личность. Бог христиан личен. Каждое лицо обладает своими личными качествами, у всех они разные, но Бог-Добра учит жить нас для добра, для внутреннего возрастания до праведности.


Цель нашей жизни ясно видна из Евангелия, где утверждается, что Бог сошел на землю, чтобы мы стали как боги, чтобы в наших сердцах была любовь. Вспомним из Ветхого Завета, что человек был сотворен для вечности. Смерти же, как полного уничтожения, превращения в небытие – не существует. Смерть есть лишь временное разлучение души и тела. Тело разлагается на свои составные элементы. Душа – личность человека, в ясном уме и полном сознании переходит в неведомые нам сферы бытия, где будет пребывать до второго пришествия Христа. Во втором пришествии Христос восстановит людей для вечной жизни. Поэтому очень важно познать истинную веру, чтобы не погибнуть для вечности.


2 Православие


Что такое религия – это союз человека с Богом. Сейчас бытует мнение: не все ли равно кому молиться, была бы польза. Не нужно забывать, что человеческая жизнь не просто сытое и здоровое сосуществование, но жизнь смысла и правды. Православная Церковь не отошла от учения Евангелия ни на йоту, она основывается на религиозном опыте, преданиях церкви и свято-отеческом учении и хранит истину в чистоте.


“Церковь есть стояк и утверждение Истины” (1Тим, 3,15). Православная религия возникла в начале первого века. Первый храм был построен Соломоном в Иерусалиме и был разрушен вавилонянами за 1000 лет до рождения Христа. После воскресения Христа и Его Вознесения в день Пятидесятницы во время проповеди апостола Петра во Христа уверовало три тысячи человек, и с каждым днем число верующих возрастало. Все уверовавшие крестились и стали жить одной церковью, то есть общиной. По проповедям апостолов число верующих умножалось, потому что люди явно чувствовали благодать Божию. Апостолы проповедовали и утверждали церкви не только в Иудеи, но и в других странах: на Востоке, Индии, на Балканах, Малой Азии. Одна религия с самого начала возникновения была в гонении – это христианская. Власть имущие боялись такого просвещения масс, боялись потерять власть. Высокая духовно-нравственная жизнь христиан пугала высшие классы. В чем же сущность православия? Во-первых, эта религия имеет неземное происхождение. Источником православной веры является Бог – Иисус Христос. То, что Иисус Христос – историческая личность, нет сомнений, потому что об Иисусе Христе свидетельств множество. Даже Ф.Энгельс констатировал, что христианство, возникнув, “встало в резкое противоречие по отношению ко всем существующим до нее религиям.”(Л-3, стр35)


Христианство до 313года находилось в условиях жесточайших гонений. Почему христианство не погибло, а расширялось и умножалось? Потому что люди явно чувствовали Божию благодать и не хотели ее потерять; шли на смертную казнь.


Христианство единственная религия, которая признает падшую природу человека. Как Адам пал, так и мы рождаемся в падшей природе. Человек стал смертным, болезненным, тленным, страстным. Иисус Христос пришел спасти человека для жизни вечной. Иисус Христос открыл людям великую тайну: Бог – Троица. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. И это подтверждено в Евангелии. При крещении Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи, когда он выходил из воды, то Иоанн увидел голубя телесно, сходящего на Иисуса – это Дух Святый и голос с неба: “То Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”.(Мр,1,11). Все три лица пребывают друг в друге в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершенейшая Любовь. Основные заповеди Божии: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим и всею крепостью твоею – вот первая заповедь! Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя”(Мр.12,30,31). Это слова Иисуса Христа, давшего ответ книжнику.


Зачем же пришел Иисус Христос на землю? Чтобы спасти людей от вечной гибели, чтобы восстановить общение Бога с человеком. Для спасения нужно было искупление. Спасение было совершено Самим Богом. Одними добрыми делами спастись нельзя, нужна вера во Иисуса Христа:”…Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня…”(Мф10,40). Это говорил Иисус Христос ученикам своим, посылая их на проповедь Евангелия. Нужна вера в Иисуса Христа и жизнь по заповедям Божиим. Иисус Христос говорит, что Меня любит тот, кто заповеди Божии исполняет. Из Нового Завета известно: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” (Ефес.2; 8-10)


Человек пал и нужно было искупление, чтобы восстановить природу падшего Адама. Для этого потребовались крестные муки и страдания. С человеческой природой соединилось само Божество. Бог пришел на землю и воплотился от Духа Святаго и Девы Марии, приобрел плоть человеческую и стал смертным, тленным, но не имел греха по своей чистой природе. Изменить падшую человеческую природу можно было через крестные страдания – это Божественный закон. Любое повреждение требует труда, подвига, страдания (привести примеры: хирург, пожар, тонущие). Это естественные явления. Иисус Христос добровольно пошел на крест, победив смерть, воскрес. После воскресения природа Иисуса Христа стала бессмертной. И мы после второго пришествия Иисуса Христа изменимся, приобретем его воскресшую природу.


После воскресения Иисус Христос сорок дней ходил по земле, появлялся своим ученикам, беседовал с ними. Приближался день Пятидесятницы. Иисус Христос поднял руки во время беседы с учениками на горе Елеонской и стал отделяться от них, то есть возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида учеников. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по своим же словам, невидимо находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которых он воскресит. После суда настанет жизнь вечная, поэтому основная задача христиан, побороть в себе ветхого человека, бороться со своими страстями, иметь сердце сокрушенное и смиренное, иметь любовь в своих сердцах, творить добрые дела, которые христианин обязан делать, а самое главное – жить по вере со Христом.


************



По теме Православная церковь.


Этого хотел инициатор по созданию поместной церкви???


"Представитель Вселенского патриархата архиепископ Тельмиский Иов в интервью ВВС Украина сегодня заявил, что в Украине больше не существует Московского патриархата, а все православные иерархи теперь считаются подчиненными Константинополя.


"Отменой акта 1686 отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине, - сказал архиепископ. - С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует. Все архиереи теперь в Украине де-факто, согласно этому решению синода, являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директиву Вселенского патриархата о своей дальнейшей судьбе".


Это заявление широко разошлось по СМИ. И за шумом вокруг него осталось незамеченными другие слова Иовы в том же интервью. А он сказал, что Вселенский патриархат не признавал Киевский патриархат и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).


Фанар (так называется резиденция Вселенского патриарха Варфоломея) только восстановил в архиерейском сане Филарета и Макария, сняв с них взыскания, наложенные Москвой.


На самом деле, второе заявление прямо связано с первым и не сулит ничего хорошего главе Киевского патриархата Филарету. Что, в свою очередь, может внести серьезные коррективы в процесс подготовки объединительного собора и предоставления автокефалии.


Какие именно - разбиралась "Страна".


Что заявили в Константинополе


Филарета и Макария вернули в лоно Вселенской Церкви, но не признали как предстоятелей церковных структур, пояснил архиепископ Иов (Геча).


Синод Константинопольской Церкви не сделал легитимными Киевский патриархат и УАПЦ. Об этом заявил представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете Церквей, архиепископ Телмисский Иов (Геча) в интервью ВВС.


"Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский Патриархат", – заявил иерарх Фанара.


Архиепископ Иов также уточнил, что "эти епископы восстановлены как архиереи в лоне Вселенской Церкви" (отметим, что глава УАПЦ Макарий Малетич до своей анафемы был священником, а не епископом).


Так Геча разъяснил решение Константинопольской Церкви от 11 октября, которое постановило канонически восстановить Филарета Денисенко и Макария Малетича "до их иерархического или священнического звания".


Черная метка Филарету


Громкое заявление Фанара может означать серьезный откат в вопросе созыва объединительного собора - о просьбе Томоса по автокефалии.


В Константинополе по сути уравняли Филарета, который именует себя патриархом, с другими архиереями украинских православных конфессий. Тем более, как писалось выше, по мнению стамбульских церковников, все украинские священники сегодня находятся в подчинении Константинопольского патриархата (собственно именно для этого Иов и сделал заявление о том, что Московского патриархата больше не существует). А значит, с точки зрения церкви Варфоломея, Филарет имеет такой же статус как и любой митрополит УПЦ МП. "
****
Сегодня в Киеве завершился межцерковный собор, на котором создали Православную церковь Украины (ПЦУ).


Ее главой в чине митрополита стал Епифаний Думенко – митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ Киевского патриархата. Правая рука Филарета.


Именно Епифаний поедет в Стамбул получать автокефалию из рук патриарха Варфоломея – своего нового церковного начальника. С ним туда отправится и Петр Порошенко, который хочет "закрыть гештальт" и окончательно прослыть президентом не только безвиза, но и Томоса.


Правда, праздновать окончательную и бесповоротную победу президент вряд ли будет. Ведь его первоначальный план продвинуть на пост предстоятеля "в доску своего" человека провалился. А главное – крупнейшая религиозная концессия Украины – УПЦ МП так и осталась в стороне от церковных телодвижений Порошенко. От нее на собор пришли только два человека (правда, с доверенностью еще человек на 10).


Другими словами, новая церковь не будет самой большой в Украине. Да и, по большому счету, не будет и автокефальной, так как по принятому Уставу она очень плотно подчиняется Стамбулу (подробнее об уставе можно прочитать здесь).


Все это, конечно же, не помешало Порошенко с пафосом назвать учреждение еще одной религиозной конфессии в Украине "историческим событием". Ну а мы решили разобраться - что же произошло на самом деле.


"Страна" делает пять главных выводов из сегодняшнего собора.


1. Собор не стал объединительным


Скорее, он является учредительным. Хотя изначально идея была другой - собрать максимум иерархов из всех православных церквей Украины. И как бы слить их в одну.


Однако от УПЦ Московского патриархата, вопреки чаяниям автокефалов, приехали не 10, не 6, а только два митрополита. Тому виной было три фактора. Во-первых, слишком грубое давление, которое СБУ начала оказывать на священников этой конфесии - власти явно пережали, за короткое время создав им образ мучеников. Уголовные дела, допросы и обыски посыпались, как из рога изобилия. Но возымело это обратный эффект.


Во-вторых, в Московском патриархате прекрасно понимали расклады на соборе - что шансы возглавить церковь у представителя Киевского патриархата очень высоки. Однако идти под руководство "раскольника" не хотели даже те иерархи УПЦ МП, которые симпатизируют самой идее церковной независимости (таковых в церкви еще как минимум четверо).


К слову о независимости - это стало третьей причиной неявки. Ведь реально из Московского патриархата им предлагалось перейти в Константинопольский. С куда меньшей степенью автокефалии, чем у МП в Украине есть сейчас.


Таким образом де-факто объединились всё те же раскольничьи УПЦ КП и УАПЦ. Которые уже и так несколько лет пытались это сделать - правда, ни Порошенко, ни Варфоломей тогда почему-то им не помогали.


В итоге украинское православие, которые раньше представляли в основном УПЦ МП и Киевский патриархат (обе покрывали 99% приходов), теперь представляют та же УПЦ МП и новая вывеска для церкви Филарета - ПЦУ.


То есть - для украинской власти это пока не качественное изменение православной карты Украины. Зато для Константинополя - огромная победа. Вселенский патриархат, несмотря на громкое название, имеет сейчас всего 3200 приходов. С появлением дочерней ПЦУ, Варфоломей прирастает еще 10-12 тысячами действующих храмов. Даже в рамках "старых" УПЦ КП и УАПЦ.


Довольно жалкое зрелище представляла из себя и массовка, которую власти собрали около Софии - сюда по разнарядкам автобусами и поездами свезли бюджетников со всей страны. Что также говорит о том, что у новой церкви проблема в главном - в верующих.


Кроме того, новая структура стартует уже с довеском в виде ряда проблемных епархий, которые сейчас курируют "перебежчики" из МП Симеон и Драбинко. Но тут победу праздновать рано - их украинской власти еще надо поставить под свой контроль.


2. Религиозный конфликт уже стартовал


В той же Виннице, которую представляет вышедший из УПЦ МП митрополит Симеон, уже созданы предпосылки для религиозного конфликта. В день собора кафедральный храм этого города захватили неизвестные.


Ряд лояльных к Симеону людей начал подготовку к переводу храма в новую юрисдикцию. Некоторых священников не пускают на рабочие места.


Происходил захват так. 13 декабря в кафедральном соборе состоялось собрание общины, которое приняло решение перейти в единую поместную церковь. Костяк общины (необходимая для легитимности собрания десятка) был сформирован из лично преданных Симеону прихожан.


При этом объявление о собрании на службах не оглашалось. Поэтому о нём не знало подавляющее большинство прихожан.


В настоящее время собор открыт для посещения и молитв, но входы и выходы из него контролируют люди спортивной наружности. У них же находятся ключи от собора и ворот.


Одновременно руководитель священников Винницкого района (благочинный) Дорофей призывает свой клир на всенощное бдение в кафедральный собор. По информации "Страны", на самом деле стоит задача создать большинство на завтрашней службе, когда на неё придут возмущённые постоянные прихожане из числа горожан. Таким образом сторонники Симеона смогут перевести храм в новосозданную церковь.


При этом стоит отметить, что Винницкое сельское благочиние – одно из двух благочиний Винницкой епархии, которые поддержали автокефальные устремления Симеона. Остальные семь поддержали Онуфрия.


То есть, большинство приходов, скорее всего, выступит против Симеона, что может вылиться в конфликт, которому не помешает даже введенное в Виннице военное положение.


Поэтому "прирасти" новыми церковными владениями у ПЦУ быстро не получится. Хотя государство в лице Порошенко и СБУ, конечно, будет всячески этому способствовать, провоцируя тем самым столкновения на религиозной почве.


3. Неудавшийся план Порошенко


Именно, чтобы избежать обострений на местах (или свести их к минимуму) Петр Порошенко и пытался продвинуть митрополита Симеона на пост главы новой церкви.


Об этом сегодня уже рассказывала "Страна". По нашей информации, за Симеона даже собирали письменные "доверенности" других иерархов УПЦ МП, которые всеми правдами и неправдами избегали собора. Несмотря на давление СБУ.


План президента заключался в том, чтобы показать "свою" новую церковь - как именно объединенную. И назначение представителя УПЦ МП на высший пост в ней давало гаранту множество козырей. Главный из них - облегчение процесса перевода церковной собственности Московского патриархата в юрисдикцию новой церкви.


Симеон-предстоятель как минимум дезориентировал бы паству УПЦ МП, которую было бы легче расколоть. Ведь именно позиция общины в итоге определяет, в какую церковь переходит тот или иной храм.


Однако избран был человек Филарета, а не Порошенко. Главная причина - провал плана по "заводу" в ПЦУ большого числа иерархов из УПЦ МП. Так как их пришло всего несколько, то численный перевес "филаретовцев" оказался слишком велик.


В итоге Симеон получил на 20 голосов меньше. Впрочем, теперь ему уготован приз за участие: он стал постоянным членом Синода новой церкви. Как и двое других - митрополит УАПЦ Макарий и экс-патриарх Филарет. Остальные 9 членов синода будут переизбираться каждый год.


Но это явно не то, что может побудить священников канонической УПЦ МП переходить в ПЦУ под начало "филаретовца" Епифания.


С точки зрения УПЦ, к слову, ничего в церковной жизни страны не поменялось - и Филарет, и Макарий, и Епифаний, согласно позиции церкви Онуфрия - это раскольники, которые так и не покаялись. Отличие лишь в том, что теперь к ним присоединилось еще несколько иеарархов (точнее, уже бывших иерархов) УПЦ.


4. Филарет и победил, и проиграл


Патриарх Филарет выглядит в этой истории, наверное, главным проигравшим. Нет человека в Украине, который бы так долго ждал церковной легализации, как ждал ее Филарет.


Но после ее наступления он потерял ранг и главы церкви, и действующего патриарха (ему сохранили звание "почетного патриарха"), да и сама церковь (пусть и непризнанная никем) де факто прекратилось существование. Хотя, как бы к нему не относиться, эту церковь он создал. И на нынешний собор именно она прислала максимальное число делегатов.


Без Филарета вообще не было бы никакого Томоса - его просто некому было бы просить. А лично Порошенко его бы никто не вручил.


Победа же Филарета состоит в том, что он таки смог продавить своего человека на пост главы ПЦУ. Пользуясь авторитетом у своих архиепископов, которых, как уже говорилось, на соборе было более 70%. И Варфоломей вынужден был уступить - иначе в силах Филарета было просто заблокировать весь процесс.


С другой стороны, вечно блокировать бы не вышло - сказывалось давление Банковой, да и своих же епископов, которым надоело быть православными "сепаратистами", нерукопожатными во всем мире. И глава Киевского патриархата в свою очередь тоже уступил - снял свою кандидатуру с выборов и согласился на подчиненное положение новой церкви Константинополю.


5. Что будет дальше?


Несмотря на все шероховатости, после создания ПЦУ и получения Томоса перед украинской властью откроются новые возможности.


О них буквально сегодня на Софийской площади намеком сказал Петр Порошенко. Он заявил, что государство поможет общинам, которые пожелают уйти из "российской церкви" и перейти в "украинскую" (хотя здесь было бы корректнее сказать - в стамбульскую).


Переход общины из одной церкви в другую возможен только с храмом - законодательство это позволяет. Это значит, что президент пообещал на государственном уровне помогать отъему храмов у УПЦ МП.


И противостояние вокруг них уже скорее всего не помешает президенту. Во-первых, оно уже не сорвет Томос. Во-вторых, может мобилизовать вокруг Порошенко националистический электорат, оттягивая его у Тимошенко. В-третьих - бесконечные разборки вокруг храмов помогут отвлечь внимание украинцев от социально-экономической катастрофы.


А если конфликт с верующими УПЦ МП выйдет на серьезный уровень - с включением силовой компоненты - то и это на Банковой смогут повернуть в свою пользу. Например, продлить военное положение (или даже расширить его на всю страну), чтобы перенести выборы. Это по-прежнему является желательным вариантом для Порошенко, чьи рейтинги может не поправить даже Томос.


Впрочем, все это - лишь один из сценариев, который объективно могут прорабатывать у президента. При всей своей внутренней логичности, он чреват большой кровью внутри Украины. Ситуация, разогретая таким образом, может выйти из-под контроля и похоронить под своими обломками не только рейтинг Порошенко, но и всю страну.


Подписывайся на рассылку новостей Страны в Viber. Узнавай первым самые важные и интересные новости!
*****
Сегодня в Киеве завершился межцерковный собор, на котором создали Православную церковь Украины (ПЦУ).


Ее главой в чине митрополита стал Епифаний Думенко – митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ Киевского патриархата. Правая рука Филарета.


Именно Епифаний поедет в Стамбул получать автокефалию из рук патриарха Варфоломея – своего нового церковного начальника. С ним туда отправится и Петр Порошенко, который хочет "закрыть гештальт" и окончательно прослыть президентом не только безвиза, но и Томоса.


Правда, праздновать окончательную и бесповоротную победу президент вряд ли будет. Ведь его первоначальный план продвинуть на пост предстоятеля "в доску своего" человека провалился. А главное – крупнейшая религиозная концессия Украины – УПЦ МП так и осталась в стороне от церковных телодвижений Порошенко. От нее на собор пришли только два человека (правда, с доверенностью еще человек на 10).


Другими словами, новая церковь не будет самой большой в Украине. Да и, по большому счету, не будет и автокефальной, так как по принятому Уставу она очень плотно подчиняется Стамбулу (подробнее об уставе можно прочитать здесь).


Все это, конечно же, не помешало Порошенко с пафосом назвать учреждение еще одной религиозной конфессии в Украине "историческим событием". Ну а мы решили разобраться - что же произошло на самом деле.


"Страна" делает пять главных выводов из сегодняшнего собора.


1. Собор не стал объединительным


Скорее, он является учредительным. Хотя изначально идея была другой - собрать максимум иерархов из всех православных церквей Украины. И как бы слить их в одну.


Однако от УПЦ Московского патриархата, вопреки чаяниям автокефалов, приехали не 10, не 6, а только два митрополита. Тому виной было три фактора. Во-первых, слишком грубое давление, которое СБУ начала оказывать на священников этой конфесии - власти явно пережали, за короткое время создав им образ мучеников. Уголовные дела, допросы и обыски посыпались, как из рога изобилия. Но возымело это обратный эффект.


Во-вторых, в Московском патриархате прекрасно понимали расклады на соборе - что шансы возглавить церковь у представителя Киевского патриархата очень высоки. Однако идти под руководство "раскольника" не хотели даже те иерархи УПЦ МП, которые симпатизируют самой идее церковной независимости (таковых в церкви еще как минимум четверо).


К слову о независимости - это стало третьей причиной неявки. Ведь реально из Московского патриархата им предлагалось перейти в Константинопольский. С куда меньшей степенью автокефалии, чем у МП в Украине есть сейчас.


Таким образом де-факто объединились всё те же раскольничьи УПЦ КП и УАПЦ. Которые уже и так несколько лет пытались это сделать - правда, ни Порошенко, ни Варфоломей тогда почему-то им не помогали.


В итоге украинское православие, которые раньше представляли в основном УПЦ МП и Киевский патриархат (обе покрывали 99% приходов), теперь представляют та же УПЦ МП и новая вывеска для церкви Филарета - ПЦУ.


То есть - для украинской власти это пока не качественное изменение православной карты Украины. Зато для Константинополя - огромная победа. Вселенский патриархат, несмотря на громкое название, имеет сейчас всего 3200 приходов. С появлением дочерней ПЦУ, Варфоломей прирастает еще 10-12 тысячами действующих храмов. Даже в рамках "старых" УПЦ КП и УАПЦ.


Довольно жалкое зрелище представляла из себя и массовка, которую власти собрали около Софии - сюда по разнарядкам автобусами и поездами свезли бюджетников со всей страны. Что также говорит о том, что у новой церкви проблема в главном - в верующих.


Кроме того, новая структура стартует уже с довеском в виде ряда проблемных епархий, которые сейчас курируют "перебежчики" из МП Симеон и Драбинко. Но тут победу праздновать рано - их украинской власти еще надо поставить под свой контроль.


2. Религиозный конфликт уже стартовал


В той же Виннице, которую представляет вышедший из УПЦ МП митрополит Симеон, уже созданы предпосылки для религиозного конфликта. В день собора кафедральный храм этого города захватили неизвестные.


Ряд лояльных к Симеону людей начал подготовку к переводу храма в новую юрисдикцию. Некоторых священников не пускают на рабочие места.


Происходил захват так. 13 декабря в кафедральном соборе состоялось собрание общины, которое приняло решение перейти в единую поместную церковь. Костяк общины (необходимая для легитимности собрания десятка) был сформирован из лично преданных Симеону прихожан.


При этом объявление о собрании на службах не оглашалось. Поэтому о нём не знало подавляющее большинство прихожан.


В настоящее время собор открыт для посещения и молитв, но входы и выходы из него контролируют люди спортивной наружности. У них же находятся ключи от собора и ворот.


Одновременно руководитель священников Винницкого района (благочинный) Дорофей призывает свой клир на всенощное бдение в кафедральный собор. По информации "Страны", на самом деле стоит задача создать большинство на завтрашней службе, когда на неё придут возмущённые постоянные прихожане из числа горожан. Таким образом сторонники Симеона смогут перевести храм в новосозданную церковь.


При этом стоит отметить, что Винницкое сельское благочиние – одно из двух благочиний Винницкой епархии, которые поддержали автокефальные устремления Симеона. Остальные семь поддержали Онуфрия.


То есть, большинство приходов, скорее всего, выступит против Симеона, что может вылиться в конфликт, которому не помешает даже введенное в Виннице военное положение.


Поэтому "прирасти" новыми церковными владениями у ПЦУ быстро не получится. Хотя государство в лице Порошенко и СБУ, конечно, будет всячески этому способствовать, провоцируя тем самым столкновения на религиозной почве.


3. Неудавшийся план Порошенко


Именно, чтобы избежать обострений на местах (или свести их к минимуму) Петр Порошенко и пытался продвинуть митрополита Симеона на пост главы новой церкви.


Об этом сегодня уже рассказывала "Страна". По нашей информации, за Симеона даже собирали письменные "доверенности" других иерархов УПЦ МП, которые всеми правдами и неправдами избегали собора. Несмотря на давление СБУ.


План президента заключался в том, чтобы показать "свою" новую церковь - как именно объединенную. И назначение представителя УПЦ МП на высший пост в ней давало гаранту множество козырей. Главный из них - облегчение процесса перевода церковной собственности Московского патриархата в юрисдикцию новой церкви.


Симеон-предстоятель как минимум дезориентировал бы паству УПЦ МП, которую было бы легче расколоть. Ведь именно позиция общины в итоге определяет, в какую церковь переходит тот или иной храм.


Однако избран был человек Филарета, а не Порошенко. Главная причина - провал плана по "заводу" в ПЦУ большого числа иерархов из УПЦ МП. Так как их пришло всего несколько, то численный перевес "филаретовцев" оказался слишком велик.


В итоге Симеон получил на 20 голосов меньше. Впрочем, теперь ему уготован приз за участие: он стал постоянным членом Синода новой церкви. Как и двое других - митрополит УАПЦ Макарий и экс-патриарх Филарет. Остальные 9 членов синода будут переизбираться каждый год.


Но это явно не то, что может побудить священников канонической УПЦ МП переходить в ПЦУ под начало "филаретовца" Епифания.


С точки зрения УПЦ, к слову, ничего в церковной жизни страны не поменялось - и Филарет, и Макарий, и Епифаний, согласно позиции церкви Онуфрия - это раскольники, которые так и не покаялись. Отличие лишь в том, что теперь к ним присоединилось еще несколько иеарархов (точнее, уже бывших иерархов) УПЦ.


4. Филарет и победил, и проиграл


Патриарх Филарет выглядит в этой истории, наверное, главным проигравшим. Нет человека в Украине, который бы так долго ждал церковной легализации, как ждал ее Филарет.


Но после ее наступления он потерял ранг и главы церкви, и действующего патриарха (ему сохранили звание "почетного патриарха"), да и сама церковь (пусть и непризнанная никем) де факто прекратилось существование. Хотя, как бы к нему не относиться, эту церковь он создал. И на нынешний собор именно она прислала максимальное число делегатов.


Без Филарета вообще не было бы никакого Томоса - его просто некому было бы просить. А лично Порошенко его бы никто не вручил.


Победа же Филарета состоит в том, что он таки смог продавить своего человека на пост главы ПЦУ. Пользуясь авторитетом у своих архиепископов, которых, как уже говорилось, на соборе было более 70%. И Варфоломей вынужден был уступить - иначе в силах Филарета было просто заблокировать весь процесс.


С другой стороны, вечно блокировать бы не вышло - сказывалось давление Банковой, да и своих же епископов, которым надоело быть православными "сепаратистами", нерукопожатными во всем мире. И глава Киевского патриархата в свою очередь тоже уступил - снял свою кандидатуру с выборов и согласился на подчиненное положение новой церкви Константинополю.


5. Что будет дальше?


Несмотря на все шероховатости, после создания ПЦУ и получения Томоса перед украинской властью откроются новые возможности.


О них буквально сегодня на Софийской площади намеком сказал Петр Порошенко. Он заявил, что государство поможет общинам, которые пожелают уйти из "российской церкви" и перейти в "украинскую" (хотя здесь было бы корректнее сказать - в стамбульскую).


Переход общины из одной церкви в другую возможен только с храмом - законодательство это позволяет. Это значит, что президент пообещал на государственном уровне помогать отъему храмов у УПЦ МП.


И противостояние вокруг них уже скорее всего не помешает президенту. Во-первых, оно уже не сорвет Томос. Во-вторых, может мобилизовать вокруг Порошенко националистический электорат, оттягивая его у Тимошенко. В-третьих - бесконечные разборки вокруг храмов помогут отвлечь внимание украинцев от социально-экономической катастрофы.


А если конфликт с верующими УПЦ МП выйдет на серьезный уровень - с включением силовой компоненты - то и это на Банковой смогут повернуть в свою пользу. Например, продлить военное положение (или даже расширить его на всю страну), чтобы перенести выборы. Это по-прежнему является желательным вариантом для Порошенко, чьи рейтинги может не поправить даже Томос.


Впрочем, все это - лишь один из сценариев, который объективно могут прорабатывать у президента. При всей своей внутренней логичности, он чреват большой кровью внутри Украины. Ситуация, разогретая таким образом, может выйти из-под контроля и похоронить под своими обломками не только рейтинг Порошенко, но и всю страну.


Подписывайся на рассылку новостей Страны в Viber. Узнавай первым самые важные и интересные новости!
**********
Спикер ВР Украины А.Парубий:
"Главная Последние новости Украины
Парубий: РФ по-прежнему намерена уничтожить наше государство и церковь
Сегодня, 21:20 Просмотров: 273

Меняются названия агрессора, но имперский дух остается тем же


Российская Федерация не изменила своего намерения уничтожить Украинское государство и церковь, заявил председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий во время выступления на Софийской площади перед верующими после Объединительного собора.
"Великий день возле Софии Киевской тысячелетней. Божье благословение взошло на нас возле здания Киевской Софии, которая в течение тысяч лет была свидетелем и наших украинских побед, и наших украинских неудач, ведь ровно тысячу лет назад здесь состоялось первое богослужение", – сказал Парубий.
Он также отметил, что 100 лет назад в Киеве начался, но не закончился собор, на котором планировали создать украинскую поместную автокефальную церковь.
"Ровно сто лет назад, в январе, и это очень символично, но собор не смог завершиться, потому что оккупационные российские войска вошли в Киев и не дали тогда провозгласить украинскую церковь. Сто лет назад мы не смогли получить свою церковь, мы не смогли удержать свое государство. Почему? Потому что не было тогда единства достаточного у украинской политической элиты. Потому что не было достаточного понимания того, кто является врагом, и какая опасность исходит от него", – подчеркнул Парубий.


Также председатель Верховной Рады напомнил, что враг остается тот же, хотя и имеет другое название, сначала Российская империя, затем Советский Союз, а теперь Российская Федерация.
"Но тот же имперский дух, который хочет уничтожить Украинское государство и хочет уничтожить украинскую душу", – добавил Парубий.



Напомним, что ранее президент поздравил украинцев с автокефалией. Порошенко поблагодарил предстоятеля УПЦ КП Филарета, главу Украинской автокефальной православной церкви митрополита Макария и весь епископат за твердую позицию и вклад в этот исторический процесс.
А премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что создание Украинской поместной автокефальной православной церкви объединило украинцев ради свободы и независимости государства."
******************
Сайт"Поиск правды"
http://poiskpravdy.com/pravoslavie/



Другие статьи в литературном дневнике: