О писателе Сорокине и его последней повести МетельПрочитала у него несколько произведений. В начале весны Владимир Сорокин выпустил новую книгу с пушкинским названием «Метель». Не исключено, что еще немного — и о Владимире Сорокине заговорят как о «русском метафизическом реалисте» на манер Маркеса, считает один критик. Опять клеймо. Каждый видит, то, что видит. Мне не кажется что колумбийский прозаик и русский писатель имеют общие манеры, менталитеты и ментальность разные. Давайте будем говорить, кто первичен, кто вторичен.... Но если даже и так, то это не худшая манера. Докажите , что это не так. И ещё - читать иностранного писателя критикам нужно на его родном языке, любой перевод - это копия, а не оригинал, мне русский перевод самой известной его эпохальной книги - "Сто лет одиночества" - сразу не понравился. Читающие критики усмотрели прием, который использован в «Дне опричника» и «Сахарном Кремле», и в новой повести «Метель» — прошлое, «опрокинутое» в будущее"? Я ПРОЧЛА: НУ, ПОЧЕМУ ЖЕ, В ДУХЕ ЧЕХОВСКИЙ (или кто-говорил ПУШКИНСКИЕ МОТИВЫ), Я ВИЖЕСОВЕРШЕННО СВОЙ, СОРОКИНСКИЙ СТИЛЬ. КАК ПИСАТЕЛЯ, СОРОКИНА МОЖНО ЛЮБИТЬ, МОЖНО НЕНАВИДЕТЬ, НО ОСТАВАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ ТОЧНО НЕ ПОЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ВАМ В ПРИНЦИПЕ БЛИЗКА РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Сюжет новой книги Владимира Сорокина "Метель" Зима, Россия. Уездный доктор 42-летний Платон Ильич Гарин в пихоре, малахае и с саквояжами едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию. Там эпидемия завезённой из Боливии «чернухи». Человек, заражённый боливийской чёрной, превращается в зомби, встаёт из могилы и кусает других. Начинается метель. На станции нет лошадей. Удаётся упросить хлебовоза Козьму по прозвищу Перхуша отвезти на самокате. Самокат тянут (через особый привод — протяг) 50 малых лошадей размером «не более куропатки». Доктор планирует доехать за полтора часа. Ехать трудно. Неожиданно самокат наезжает на странную твёрдую пирамидку. Полоз трескается. Доктор стягивает полоз эластичным бинтом и заклеивает мазью Вишневского. Проехали версты три. Бинт стащило, самокат остановился. Решают заехать для починки к мельнику, который живёт в добротной избе с портретом Государя на стене и автоматом Калашникова на лосиных рогах. Их принимают мельничиха, Таисия Марковна, «полнотелая, крупная женщина лет тридцати» и сам мельник – маленький человек, которому рюмкой служит напёрсток жены. После ужина пьяный мельник засыпает. Жена его поднимается в спальню к доктору. Жаркая ночь. «семя его хлынуло в это большое тело.» Утром доктор встал поздно. Позавтракали, поехали дальше. Осталось вёрст девять. Опять началась метель. Приходится спешить и искать дорогу. Сбились и заехали на кладбище. Потом наткнулись на шатёр витаминдеров. Витаминдеров зовут их Дрёма, Задень, Скажем и Баю Бай. Выясняется, что товарищи избили Дрёму за потерю «дорогих вещей» и теперь ему нужна помощь доктора. За помощь витаминдеры предлагают Гарину снять пробу с нового продукта. Доктор, когда были деньги, пробовал прежние продукты витаминдеров (шар и куб) и поэтому соглашается. Новым продуктом оказывается пирамида – точно на такую налетел полозом самокат. От пирамиды у доктора происходят страшные видения: он в средневековой Варшаве, и его казнят на центральной площади, медленно уваривая в котле с растительным маслом. «Он пляшет в масле. Пляска в масле! Он начинает выть. Пляска в масле!» Придя в себя, доктор покупает у витаминдеров две пирамидки и, испытывая небывалый душевный подъем, вновь отправляется в путь. Метель не стихла. До цели остаётся версты четыре. Барин и возница беседуют о добре и зле. Опять дорога пропадает под снегом и её приходится до изнеможения долго искать. Путники разводят костёр. Опять едут. Метель улеглась, выглянула луна. «Прежнее радостное и полнокровное ощущение жизни вернулось к доктору.» Появились волки. Выстрелами из револьвера доктор отпугнул их, но лошадки не идут. «Их от волков оторопь берет.» Доктор хочет бить их кнутом. Перхуша не даёт. Доктор бьёт Перхушу кулаком в лицо. Оптимизм и бодрость доктора улетучились. Выпили спирту. Поехали дальше. Разогнались, врезались в сугроб. Оказалось, что не в сугроб, а в ноздрю замёрзшего на дороге шестиметрового великана, большого. Пришлось рубить нос. Самокат вытащили, но полоз опять сломался. Перхуша вытесал из ёлочки некое подобие полоза. Поехали. Опять пошёл снег. Въехали в буерак и сломали полоз. Доктор, проклиная Перхушу, пошёл пешком. Наткнулся на снеговика ростом с двухэтажный дом с огромным, торчащим снежным фаллосом. Изрядно поплутав, доктор опять вышел к самокату. Доктор, Перхуша и маленькие лошадки с трудом устраиваются в капоре под рогожей, чтобы, согревая друг друга, переждать ночь. Утром мимо них проходит китайский санный поезд, запряжённый огромным конём, высотой с трехэтажный дом. Китайцы забирают доктора, у которого, похоже, отморожены ноги, и лошадок. Перхуша уже мёртв. «И лишь неугомонный чалый пронзительно заржал, навсегда прощаясь со своим хозяином.» НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАМЫСЛЕ: У СОРОКИНА описано время просвещенной монархии, а не опричников. Наверное, это больше похоже на завершающуюся первую половину XIX века . «Метель», конечнго, отличает от «Опричника» и «Кремля» ещё одна вещь — мифология. Сорокин населил ее мир богатырями и карликами… Будем считать, что их породила русская метафизика. Это некие миры, которые появляются из Метели. Тут дело не в размерах этих персонажей или лошадей — они могут быть клонированными. Важно, что этот мир, его этика, его взаимосвязи не менялись на протяжении нескольких веков. Когда доктор видит замерзшего великана, о которого они споткнулись и сломали сани, он сетует не на его размер, а на то, что он напился и замерз в дороге. Вот что огорчает доктора, как путника. Если вспомнить все истории о замерзающих ямщиках, то они замерзали во сне. Сновиденчество и персонажи, которые вываливаются из другого пространства, — это, опять же, порождения метели. Человек неспешно едет, и убаюкивающая враждебность снежной стихии заставляет его защищаться. Он постоянно задремывает. И если вспомнить все истории о замерзающих ямщиках, то они замерзали во сне. Сны порождают эти пространства. Один раз я зимой ночевал в сарае, который разве что заслонял от ветра. Мне приснился очень яркий, невероятно красивый сон — что у меня горели ноги. Они горели, как угли в камине. Было очень приятно, тепло и не хотелось просыпаться. Но, к счастью, я ночевал там не один, и мы проснулись. СОГЛАШУСЬ с некоторой оговоркой с таким мнением: Стилизованная под XIX или начало ХХ века, сорокинская Россия вновь ненавязчиво, но отчетливо прописана в неопределенном будущем: в избе мельника работает голографическое «радио» с тремя обязательными телеканалами; портрет государя соседствует с автоматом Калашникова; наркоторговцы-«витаминдеры» снабжают желающих удивительными продуктами, порождающими мощные коллективные галлюцинации; в последней сцене замерзшего Гарина спасают китайцы, пересекающие Россию на санном поезде... А главное — налицо результаты «органической», по-видимому, генной модернизации: есть лошадки маленькие, величиной с куропатку, а есть и огромные — с трехэтажный дом. То же относится и к людям. Встречаются «маленькие», вроде мельника, пьющего из наперстка; однако бывают «большие», пятиметровые — впрочем, пьющие соответственно и замерзающие по пьянке, как и самые обыкновенные люди. Эти инновации сочетаются с нарочитой архаикой: ямщиками, санями, лучиной, купцами, мельниками. ВООБЩЕ-ТО УРОДСТВА ( МУТАЦИИ) БЫЛИ ВСЕГДА, И РАНЬШЕ ЧАЩЕ - ОТ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ И СВЯЗЕЙ. СЕЙЧАС, КАК ПРАВИЛО, ДВОЮРОДНЫЕ И ДАЖЕ ТРОЮРОДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ НЕ ЖЕНЯТСЯ,поэтому шестипалые, люди-карлики, великаны - это экзотика для современного общества и большая редкость. ОДИН МОЙ ЗНАКОМЫЙ ПРИЗНАЛСЯ: НО И ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ. ПИСАТЕЛЬ ИСКУСНО ВЛАДЕЕТ РУССКИМ ЛИТЕРАТУРНЫМ СЛОВОМ, КОТОРОЕ МНОГИЕ ЗАБЫЛИ. САМ АВТОР ВЛАДИМИР СОРОКИН ГОВОРИТ ТАК: «Я слишком очарован нашей интеллигенцией. Если бы я был разочарован, доктор Гарин, по всей вероятности, замерз бы вместе с Перхушей. А так он выживает, хоть и напрочь отморозив себе ноги. Для настоящего русского интеллигента это, безусловно, счастливый конец». МНОГО ЛИ ПИСАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЗНАТЬСЯ В ОЧАРОВАНИИ КЕМ-ТО? © Copyright: Мастерская Сценариста, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|