Ответьте себе честноЭто интервью писателя одному изданию. 1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь? Работаю (...) - это единственная профессия в нашей богоспасаемой отчизне, которая не мешает литературному творчеству. Скорее даже помогает, потому что прогулки способствуют умственному сосредоточению. Насчёт увлечений - ниже. 2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали? Я всегда чувствовал себя писателем... Вопрос «о чём» немного странный - я попытался в него запихать всю квинтэссенцию своей жизни, выжимку всех мыслей, впечатлений и переживаний, за истёкший период. 3. Где вы черпаете идеи для произведений? Ответ выше, но немного разверну. Основа буддийских практик воздействия на психику - наблюдать за своими мыслями, желаниями, влечениями и побуждениями. Как бы отстранённо, со стороны. Я давно к этому привык и делаю это в почти бессознательном режиме. Но это каждый день даёт мне пищу для размышлений над тем, что такое «я» (и вообще, и именно я), что такое реальность и что такое искусство. Всё это (в превращённом и трансформированном виде) вкладывается в романы. 4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным? Оба моих романа (написанных к этому времени) мне нравятся одинаково - хотя и по-разному, в смысле вызывают разные ощущения. Но, разумеется, (первый) - это как первая любовь. 5. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно? М-м… я склонен пренебрежительно относиться к тому, что я писал до того, как я начал писать романы. Это творчество за период примерно с 16 лет до 40 (как я и говорил выше). Мне всегда хотелось писать что-то большое (в значении «длинное»), сюжетное и художественное. Но поначалу просто не получалось, поэтому я отделывался эссеистикой и культурологией. Мне не то что стыдно за эти вещи - я воспринимаю их как предварительный этап работы, а не полноценное творчество. Но без подготовки на учениях будешь бледно выглядеть в бою. 6. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе? Создать большую реальность, чем вся наша реальность, в художественном тексте. Мир должен померкнуть рядом с твоим текстом. Он слеплен из глины плохонько, как по мне - но всё равно затмить его непросто. И всё же именно это является целью искусства. 7. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения? .. 8. Что Вы считаете самым трудным в жизни? Пожалуй, сопротивляться этому миру, который всё время стремится меня к чему-то приспособить. Как через кнут, так и через пряник. Но, конечно, я лучше знаю, что нужно для мира, чем мир. 9. Что Вам дает творчество? Вы чем-то жертвуете ради него? Даёт реализацию своего предназначения - или такие ощущения возникают. Жертвовать ради творчества ничем не надо, это неправильная постановка вопроса. Тут нет дилеммы или-или, наше мышление, наша жизнь во всей её полноте - это и есть творчество. 10. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы? Пишу... роман. 11. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты - на личном опыте? Есть два способа сделать это'... Можно воссоздать себя 1:1, и даже в роли главного героя... Или же можно передавать наш мир как-он-есть (насколько это возможно в принципе) - и тогда герои будут другие, не повторяющие авторское «я». 12. Как Вы относитесь к критике? Она меня развлекает. Не было ещё случая, чтобы мне испортил настроение самый бранный и шипящий отклик, я лишь получаю от этого удовольствие. Я слишком уверен в значении своих работ, чтобы придавать большое значение чьему-либо мнению о них. Но читаю это я с интересом и не без удовольствия, каков бы ни был критический отзыв - от комплиментарных до разгромных. 13. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы? Побывать в Систербеке (место действия моих романов) было бы забавно, но покидать наш мир для него - это всё же перебор. 14. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись? Почему же в сослагательном наклонении? Я уже читал немало фанфиков. Самый интересный, с большим отрывом от остальных, был устный. Мы гуляли с Константином Анатольевичем Крыловым по Невскому, и у Казанского собора он произнёс вдохновенную речь, по жанру очень близкую к фанфику по «Курортному детективу». Вернувшись домой, я записал её по памяти, текст доступен в интернете. 15. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали? Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему? Я пишу... (отчасти подражая Прусту и Роулинг, отчасти в силу внутренней логики романа, или серии романов). Это связная история, разбитая на семь частей. Поэтому тут надо или экранизировать все тома - или ничего. Увы, это невозможно, пока написаны только два с половиной тома. В роли же актёра я себя не вижу - хотя можно было бы подумать, только надо выбрать кого-то очень периферийного в тексте. 16. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем? О нет, я привык отвечать за каждую свою строчку и каждое слово и каждый поворот интонации целиком и сам. 17. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно? Надо сказать, что сиживал я уже со всем современным русским литературным миром за столом, сиживал. Кроме Пелевина. Если (когда) это случится - то, пожалуй, пиво или бренди. Без кокаина. 18. Какие концовки книг у вас любимые? У меня всего два романа, и обе финальные кульминации нравятся. Пока меня не осеняет мысль, как сделать эффектную развязку - я даже не начинаю писать первую страницу. 19. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений? Нет. Я никогда не тороплюсь. Я не связан обязательствами перед издательствами, и вообще никакими обязательствами в творческой сфере. Поэтому если я чувствую, что получится плохо - я просто не пишу. 20. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством? О нет, конечно. Это невозможно. Литературным трудом в России не зарабатывает более никто. Иногда идёт какой-то «приработок», от издания книг - но в общем, всем приходится трудиться на нелитературной ниве. Это катастрофа нашего времени, апокалипсис наших дней. 21. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени? Почему бы и нет? Любая лишняя огласка хороша, кроме некролога. Увы, в денежном смысле там действуют свои, непростые законы. Крайне мало чувствительности к «чистой эстетике», много политики и мутной пены современности. Но если приглашают - почему бы и не отправить текст? 22. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра? Мне сложно сказать, потому что я большой нелюбитель воспринимать информацию на слух, предпочитаю получать её в текстовом виде. Что касается чтения пособий по сюжетосложению, нарративу, драматургии и пр. в том же духе - о да, это чрезвычайно полезно. Иногда советы там очень неплохие и полезные, иногда наивные донельзя - но в любом случае это будит мысль. 23. А какими секретами мастерства можете поделиться с начписами Вы? Пробовать, и пробовать, и пробовать. Оценивая «внутреннюю отдачу» (ощущения) от своей работы. Когда начнёт получаться - чувство успешности сделанного будет безошибочное, его ни с чем не спутаешь. Но сначала может понадобиться 100 тысяч попыток. И, конечно, надо много читать - это трюизм, все авторы и так это делают. 24. Обманывали ли Вас когда-нибудь на литературных порталах? Что там порталы, целое московское издательство («Алгоритм») не заплатило мне ни копейки за изданную книгу, несмотря на все договоры с мокрыми печатями. В литературной сфере бандитская Россия 90-е осталась с нами и сейчас. Корректно работает только киндл («Амазон»). В остальном это игра в напёрстки на базаре. Хотя я не пробовал сотрудничать со всеми, так что не буду огульно и априорно хулить всех. 25. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь? Для меня важно написать мою книгу, закончить семитомник. Всё остальное подстраивается под эту задачу, а не наоборот. Но если помечтать о литературном быте — то, конечно, я не отказался бы, чтобы мои тексты приносили мне некие стабильные выплаты. Скажем, что-то на уровне обычной питерской или московской зарплаты. Увы, пока это несбыточная мечта. 26. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта? Первое, несомненно. Но работать надо прежде всего не над текстом, а над своим сознанием. Конкретные техники великолепно описаны в трудах дзенской/чаньской школы (и других ветвях буддизма), это основа всякой литературной работы. По сути, это пособие «как стать автором» - лучшее, которое я только знаю. Источники доступны уже много сотен лет, кое-какие из них — тысячи. 27. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру? При желании - почему бы и нет. Можно, например, подмешать злободневности, и через это вызвать дополнительный читательский интерес. Сам как читатель я, правда, предпочитаю чистую эстетику, без сиюминутного и преходящего в текстах. Как автор, я реализую в романах тот же подход. 28. Должен ли автор все, о чем пишет, по возможности испытать на собственной шкуре? Например: пишешь о бомжах - будь добр пожить с ними полгода; пишешь о наркоманах - попробовать наркотики. Не вполне понимаю, как вообще может возникнуть желание писать о том, что не переживал сам. Это скорее к журналистам и корреспондентам - им надо побывать, скажем, в горячей точке, чтобы потом написать об этом. Хотя, как показывает скандал со «Шпигелем», некоторые обходятся даже и без этого. 29. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него. Существует ли мир? Мне и самому интересно это знать. 30. Вопрос от Василия Скородумова: «Сколько времени в день/неделю вы тратите на творчество?» Каждое мгновение - не слишком ли пафосно это звучит? Но это так и есть, я никогда ещё не переживал значимого мгновения, которое (в преображённом виде) не вставил бы потом в романы. 31. Какой вопрос Вы бы хотели задать следующему интервьюируемому? Слушай, зачем тебе всё это надо? Писательство? 32. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью? Да без проблем. 33. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы... ( он был не против любого пиара) © Copyright: Мастерская Сценариста, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|