Об идеальных людях в нашей жизниИдеальные люди существуют, и значение их в нашей жизни явное недооценено. Основной признак идеального человека: абсолютная уверенность в истинной верности любого своего публичного действия, сводимого в основном к морально-правовому оцениванию окружающих людей и их деятельности. В обычной жизни их называют морализаторами. Их основная жизненная задача: поучение «слепых презренных грешников», те или иные виды воспитательно-педагогической деятельности. Большинство людей морализаторов не любит, поскольку интуитивно чувствуют подвох: любая морализирующая система убеждений исходит не из экзистенции автора, не из его «страдающего я» а из искреннего убеждения в том, что он, вне зависимости от того, кем на самом деле является, наделен кем-то или чем-то мессианской способностью побуждать грешников к изменению в лучшую сторону. И обычно критически настроенные читатели или слушатели спрашивают: а кто вы такой, чтобы поучать нас? Неужели ни разу в своей жизни не совершали ошибок, грехов ну и чего-то подобного? В ответ на эти вопросы идеальный человек высокомерно молчит, ибо то «не ваше дело спрашивать – ваше дело внимать». Если кто-то думает, что я собираюсь ёрничать над морализаторством как феноменом общественной деятельности, то зря – не считаю себя настоль верным приверженцем философии Ницше, хотя отчасти могу принять его воинственный пафос против «поучателей», руководствующихся в своих проповедях не жизнью как она есть, а умозрительными абстракциями. На самом деле роль морализаторов весьма ценна; пусть даже если в обычной своей жизни они – домашние тираны, страдающие различными психопатиями. Увы, знаю таких и теперь сильно жалею, что когда-то вследствие неразрешимой дихотомии между тем, что человек говорил на аудиторию и тем, каким монстром бывал дома, я однажды просто ушла от него. И не вернулась. Сейчас бы сделала все по-другому, но человека нет в живых. Вот из-за этого «нет в живых» я и научилась немного понимать морализаторов. Они пропагандисты вечного, они рупоры и те, кто звонит во все колокола о долге и совести; а этого на самом деле очень мало в нашей жизни. Потому до определенного момента с удовольствием читаю идеальных людей; тем более нам, непрощенным грешникам это необходимо. Равно как и морализаторам тоже необходимо понимать, что чуточку себя в творчестве все-таки оставлять надо. Ну хотя бы, как Лев Николаевич Толстой, для которого личность Христа – это личность страдавшего и распятого человека, вне страданий которого невозможна была бы вера. Вследствие и Лев Николаевич не просто поучает – рвет себя на «запчасти». В любом ином случае морализаторство превращается из нравственной концепции в ремесло декоратора. А это уже совсем другая специальность. © Copyright: Мария Груздева, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|