Пасха

Мария Груздева: литературный дневник

Или несколько мгновений покоя.


Это бывает только в христианстве, во всяком случае в таком смысле. Мы чувствуем в себе право верить "по-своему": по-своему поститься, разрешая или запрещая себе что-то ценное, либо, в силу убеждений наоборот, обесцененное. По-своему относиться к церкви и догматике, по-своему интерпретировать каноны, природу добра и зла, их методы и их же мнения разнообразных интерпретаторов, так же, как и мы, грешные, понимающих православие по-своему.


На самом деле мы пожизненно мечемся между Толстым и Ильиным, Августином и Фомой, выбирая тот вариант веры, что шелковистее укладывается в наши убеждения. Ибо если мы в этом мире "меченосцы" и пришли бороться со злом, то Ильин со всеми его странностями в виде черносотенного национализма и внутренней озлобленности - "наш" (а о последнем можно умолчать). Если же наоборот, мы считаем что суть природы человеческой в умножении добра любым отчаянным для себя способом (самопожертвование в основном), то мы за Толстого при всём его атеизме. Об этой странности Льва Николаевича, кстати, тоже можно умолчать.


Простой обыватель спросит: а что, собственно, лучше?


На мой взгляд, с точки зрения социализации и конгруэнтности ярче конечно первый вариант. В пример можно привести Александра Невского, Дмитрия Донского, Серафима Саровского. Это великие личности, православные вожди, оставившие в веках свои имена - имена воителей с мечом и крестом в руках. Впрочем, для тех, кому проблема добра и зла в трактовке воинственного начала в христианстве кажется нерешаемой, остается второй вариант.


Второй вариант - это сам Толстой, М. Ганди, из европейцев - все раннехристианские мученики.


Могу сказать одно: редко когда нормальный человек выбирает мученичество, всегда выгоднее первый вариант трактовки православия. Там - сильные мира сего и вообще "меч". А это удобно по меньшей мере.


Впрочем, современный вариант веры порой представляет собой весьма своеобразный синтез между... Но главное не в этом: противоречия в конце концов разрешаются в душе каждого верующего тогда, когда приходит его черед дать ответ самому себе прежде всего. Так бывает со всеми. И не только "в последний раз в жизни".


Пожалуй, главная ценность христианства - способность взрастить пшеничные поля раздумий о вечном, едином, о невозможном и потрясающем во всём, куда простирается наше сердце.



Всех, кому важны эти вопросы, противоречия и раздумья, с Праздником Светлого Христова Воскресения.




Другие статьи в литературном дневнике: