что такое православие

Мария Груздева: литературный дневник

Разговаривала однажды со священником. И вот усердствую по догматике: о сложности понимания смысла триединства Божия, об отсутствии интуиции рая, о толстовстве. Так в чем, спрашиваю, критерий веры православной? В чем - если теология сложна как гегелева феноменология духа, если отцы церкви - неидеальны, если буддисты в конце концов окажутся правы? На что он мне и отвечает:


- Да невыразимо это. Просто сидит в тебе и никуда не девается. И не хочешь делать, а делаешь. Просто, чисто, неумышленно.


- А что делаешь-то? - спрашиваю.


- А вот это. Хочется тебе ответить тем же злом на зло, - а никак. Вот детоубийца в суде, ты смотришь передачу и думаешь - убил бы. А встречаешь глазами и понимаешь - не смогу. Вот военнопленный, он только что друга твоего убил: расстреляй врага, никто не увидит. А ты не можешь, и не МГП довлеет над тобой - другое что-то. Вот предатель перед тобой стоит, предай в ответ. А - не получается. Никак. Ни-за-что. Не получается. Это и есть православие.


- Так может это слабость, батюшка? Слабость простая, обыкновенная, человеческая?


- Да, это слабость. И глупость. И беспомощность одинокой души перед несокрушимой злобой, безверием, беспринципностью. И все-таки лучше оставаться человеком при своей слабости, чем зверем при его силе. И благодарить Бога за такую слабость.





Другие статьи в литературном дневнике: