про медведицу машку, Бога и Запад

Мария Груздева: литературный дневник

Есть в охотничьей методе практика затравки охотничьих собак на медвежонка, взятого живым у добытой матери-медведицы. Сажают того медвежонка на цепь, называют машкой вне зависимости от пола и тренируют своих охотничьих помощников. Натаскивают короче. Обычно такие машки живут пару сезонов. Крайне редко, но, случается, убегают. Так вот, недавно слышала такую легенду: была в вятских лесах охотничья делянка с машкой на цепи. Вина в том, что родилась зверем, - но что делать - судьба такая. Любимая присказка охотников, между прочим - судьба такая. После очередной, наиболее мощной затравки лежала уже как мешок окровавленный, - мертвее не бывает. Сняли ее с цепи, а она и убегла быстрее пули. Может, притворялась, хитрюга такая. Может, Бог второе дыхание дал. Мужики лишь репу почесали, но были в тот вечер чересчур расслаблены, - догнать бы не получилось. А медведица та как сквозь землю провалилась.


Между там охотники взрослели, бизнес, семьи, положение, чины; как-то забросили они ту охоту и делянку. Но вот встрельнуло одному, лет через пять, вспомнить буйну охотничью молодость. Приехал, ходил-бродил, бродил-ходил, устал и уснул в мирном одиночестве на той самой делянке. Уснул один, а проснулся в объятиях. Раскрыл утром глаза и офигел - сопит рядом с ним здоровенная, но сонная медвежья сила, держа нашего героя промеж передних лап. Он, стесняясь разбудить подругу, осторожно просочился низом. Пока вылезал, те самые шрамы узел - шрамы от клыков. Охнул, признав ту самую, сбежавшую. Ну и припустил с той делянки так стремительно, что и пятки сверкали, и земля под ними, и всё остальное - тоже.


Что бы там ни говорили, но системная жестокость - не в наших народных традициях. И теперь, когда Запад в очередной раз рисует нас клыкастым ощеренным медведем, - на треть соглашусь, вспоминая тот случай. Когда не сожрала она своего смертоносного мучителя, а приобняла слегонца. Да и намекнула сквозь сон, что не дело делано. И то, что положено по заслугам или зверствам человеческим, - вернется тем или иным образом всё равно. И никакой ненависти и злости. Никакой мести и компенсационных исков.


Спрашивается, причем тут Запад? А при том, боятся они, что после Украины мы захотим и их - денацифицировать. И принудить к капитуляции. И тут мне лично вспоминается эта самая медведица. Вместе с ее диетой: после шести охотников не жрать. Короче, не нужна России никакая помпезная капитуляция и унижение "противной стороны". Нам важно чтобы зла и угроз, продуманной, изощренной жестокости и вечного желания смертельных расправ с нами, нашей страной, - чтобы вот этого всего стало меньше. Потому мы и защищаемся - так. Практически деликатно, точечно, хирургически, упорно. При этом помогаем мирным и всему самому человечному там, где это человечное в людях на освобождаемых территориях проклевывается.


Владимир Соловьев сегодня в утреннем эфире сказал, что роль России в этом мире - быть великим уравнителем. Не знаю, не знаю... Как показывает история, любая мессианская идея чревата глобальным креном. Мы вроде подобное уже проходили. Да и для того, чтобы всех со всеми уравнивать и ввинчивать в чужие шкуры, нужно все свое свободное, а подчас и несвободное время тратить исключительно на месть. Причем каждому свою, чтоб прошибало навеки. Это ж какие должны быть ницшеанцы у власти, чтобы тягать такую страшную ответственность каждый день? Одна такая перспектива с ума свести может. - что с Ницше случилось весьма закономерно и адекватно его философии. За себя скажу: не хотела бы быть механизмом вселенского талиона. Мне ближе медведица, - ленивая, уснувшая на той делянке, где ее мучили. Которая не захотела почему-то воздавать тем же. К тому же сторицей. Просто напомнила о какой-то своей нутряной боли, - слегонца да не со злости или желания нравоучить.


А что охотник? А охотник до сих пор уверен, что в ту машку вселился Бог на время. Вселился, привел ее на делянку, заставил обнять его и уснуть. Чтобы он навсегда расхотел охотиться. Хоть в команде, хоть поодиночке.


У каждого свои знаки. И свой крест. Или судьба. Диалектика,одним словом, с метафизикой заодно.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.05.2024. про медведицу машку, Бога и Запад