Что такое осень - это ветер...

Дева Мари: литературный дневник

..из динамиков хрипит Шевчук:
«Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями…»


Поездка долгая, и водитель любит, чтобы был какой-то фон. Невдомёк ему, что нам, работающим с предельным натяжением нервов/времени/голосовых связок, - хочется – элементарно – тишины. Я бы почитала, пока едем. Или, примостив тетрадку на сумку, а сумку на колени, - марала бы клетчатые листы каракулями. Но Шевчук навязчиво лезет в уши, не давая возможности думать ни о чём другом. И погода подстать.


Я смотрю из окна автобуса на гнущиеся от ураганного ветра деревья, на насупившееся тёмными облаками небо:
«Лает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе.
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права», - льётся из динамиков.


Смотрю за окно и думаю, что всё наоборот : «Что такое ветер – это осень…»


Судите сами. Конец июня, по нашим южным меркам - самого хорошего летнего месяца, дальше пекло настанет такое, что всё чаще приходят мысли: «Я умру в жару. Больше не выдержу, потому что выносить такую жару – выше человеческих сил». Но пока июнь – живи и радуйся! Нет. И откуда взялся этот Шевчук со своей осенью. Сейчас завою! Что? Отчего?? Не от песни же в самом деле?! Или от песни.


Когда-то мне нравилась она. Я вслушивалась в слова и повторяла их, не понимая ещё вкуса метафор, не отдавая себе отчета, что ноет сердце – будто что предчувствует…
И мужу она нравилась. И мы оба мурлыкали с Шевчуком за компанию.


А потом муж стал выключать приёмник или переключать каналы на ТВ, только заслышав её.


Была осень, и его отец (мой свёкор) поехал, как обычно, на рыбалку. Это было его любимое занятие. Не просто увлечение. Рыбалка заменяла ему всё то, что есть вкус жизни – работу, гараж, водку, сигареты, женщин, эмоции.


Осень стояла вохкая. Не мокрая (дождей не было), а именно вохкая – туман стелился у самой земли такой плотной завесой, что не было видно мысков сапог. Спеша к остановке троллейбуса, с выцветшим и пропахшим рыбой рюкзаком за спиной, с зачехлённым спиннингом в руке, свёкор запнулся обо что-то ногами и упал. До остановки добрёл, но чувствовал, как растёт ком в груди – не сглотнуть. Воротился домой. Свекруха съязвила: «Вернулся?! А я тебе что говорила - в такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, а ты попёрся!»
В ответ прокряхтел: «Не хорошо что-то мне. Давит, - показывая на грудь. – Пойду ношпы выпью».


Там – в кухне, рядом с буфетом, в ящике которого хранился «бое-запас» (необходимый набор лекарств), - и упал.


Квартира – хрущёвка. Кухонька маленькая. Свёкор тоже не большой. К старости мышцы, какие были, высохли. А коленки кузнечиком сложил, - и вовсе младенец.


Скорую вызвали от соседей – у самих телефона не было. Свекруха пошла на улицу встречать «карету». Муж старался откачать отца - приподнял тому верхнюю часть туловища, положил её на своё согнутое колено и пытался впрыснуть «асмопен» (свёкор был астматиком). Напрасные усилия.


Из радио вещал Шевчук. Всё было ясно ещё до приезда скорой.


Похоронить на следующий день не получилось – и тут очередь! Вызвали бальзамировщика. Пришлось договариваться в ЖЭУ, чтобы отключили отопление. Осень.


Набальзамированный и обихоженный свёкор лежал посередине большой комнаты, рядом – сервант. Когда нужно было взять что-либо из серванта, я боялась идти в ту комнату, шла свекровь. Найти нужную вещь сразу не могла и ворчала на свёкра: «Ну, куда ты положил?! Задевал куда-то и молчишь! Разлёгся тут!»


Я стояла в дверях, поджидая свекровь, и огромные мокрые муравьи ползали под моим бельём.


..делая ремонт в кухне, муж вырвал с мясом плоский полупрозрачный провод для радиоточки. Я запомнила две тонкие медные жилки, просвечивающие сквозь «хитин» оплётки.


..но украдкой, когда мужа не было, слушала Шевчука. Мне всё ещё нравилась его Осень.


Сегодняшнее утро – «Осень» или ветер так растревожили меня?


Нет. Отец (мужу тесть). Как любит посмеиваться муж над тестем – всё не так, всё не то, неумеха и прочее. А мне - папка - любимый.


..вчера навещала его в больнице. Накормила твороженной запеканкой, напоила компотом, покаялась, что сломали ветку на вишне (без него ягоду снимали).


А, когда мы попрощались, и он шёл по больничному коридору к своей палате, смотрела ему вслед и слёзы наворачивались. Большерукий, крепкий, сильный, он шёл, словно боясь расплескать в себе что-то…


Но ещё большая боль засела в сердце от того, что папка не взял, принесённую мною книгу. повертел в руках и сказал: "Нет, не осилить".


Он читал всегда и везде. Много лет назад, оправляясь после тяжёлой операции, так же лежал в больнице и просил при каждом моём визите ЧТИВО. Я перетаскала всё, что было в доме. «Я уже не знаю, что тебе нести, пап?!», - говорила. «Да хоть англо-русский словарь!» - отвечал.


..а вчера отказался взять книгу..


«Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются
Птицы с облаками,
Осень, я давно с тобою не был.
Осень, в небе жгут корабли,
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - тёмная даль.


Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе
О самом главном,
Осень, я опять лишён покоя.


Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползём ли,
Долетим ли до ответа

Осень, что же будет завтра с нами.»



Другие статьи в литературном дневнике: